Page 10 - жур_Вестник_2 20
P. 10

Организация образовательного процесса







                  в новом учебном материале, прежде чем его      «Почему  ошибся…  не  успел…  не  смог?»
                  изучать,  он  обрекает  ученика  на  безразли-  «Откуда ты знаешь, где именно нужно ис -
                  чие и недовольство.                            кать ответ?», «Откуда ты знаешь, что это
                      Осознание практической ценности мате-      правильно?».
                  риала повышает мотивацию учащихся и по-            В конце занятия целесообразно предло-
                  могает им сосредоточиться на главном. Для      жить  ученикам  оценить  способы,  которыми
                  этого  учитель  должен  помочь  понять,  в  чем   они  пользовались.  Какие  из  них  были  эф-
                  состоит  ценность  изучаемого  материала,  и   фективными?  Какие  нет?  Что  помогло  бы-
                  тем самым вызвать интерес к нему, а затем      стро справиться с заданием? Как ты решал
                  удерживать  внимание  учеников  включением     (читал, писал, выделял главные мысли, срав-
                  их в продуктивную деятельность по его усвое-   нивал, составлял схему, таблицу, модель)?
                  нию. Содержание материала должно привле-           Положительный  эмоциональный  и  по-
                  кать внимание учеников в силу того, что оно    знавательный  эффект  на  учащихся  произ-
                  представляет для них интерес и значимость.     водит рассказ педагога о своем поиске спо-
                      Принято  считать,  что  мотивация  уча-    соба  решения  новой  задачи,  с  описанием
                  щихся – дело рук самих учащихся. Если им       предположений, ошибок, рассуждений.
                  скучно и неинтересно – это их вина. Если они       Важно также побуждать учеников делит-
                  не желают слушать – никакой учитель не за-     ся собственными способами с товарищами.
                  ставит их. Принцип потребностей утвержда-      Их удивляет, что можно выполнить одно дело
                  ет обратное: учитель может и должен помочь     разными способами. Это помогает не только
                  ученикам  ощутить  потребность  в  том,  что   узнать новые способы, но и развивает гиб-
                  они собираются изучать.                        кость мышления.
                         7. Принцип преодоления                      На  уроке  математики  учеников  попро-
                      Работа в деятельностном режиме пред-       сили  поделиться  способами,  которые  они
                  полагает  включение  обучающихся  в  актив-    применили,  чтобы  вычесть  из  семнадцати
                  ный  мыслительный  процесс.  При  этом  пе-    восемь. Способы были такими: они знали это
                  дагог  отвечает  за  две  важные  вещи:  о  чем   по  памяти,  использовали  числовую  линию,
                  думать и как думать. Для этого необходимо      использовали  палочки,  счеты  или  пальцы,
                  обеспечить  обучающихся,  во-первых,  ис-      посчитали или округлили до десяти. Один из
                  точниками, чтобы было «о чем думать», во-      учеников  подытожил:  «Я  и  не  представлял
                  вторых, инструментами, которые учат их, как    себе, что существует так много способов ре-
                  думать. Преодоление начинается с установ-      шить одну задачу».
                  ления причин своей неуспешности, с понима-         Перед работой по истории учитель спро-
                  ния того, каких знаний и умений не хватает     сил  учеников,  какими  способами  они  будут
                  обучающемуся для решения учебной задачи        запоминать исторические события. Их спо-
                  самостоятельно. Это возможно осуществить       собы  включали:  запоминание  по  порядку,
                  через  осознание  обучающимся  способа,        составление  слов,  использующих  первую
                  который он использует при выполнении того      букву каждого события, ассоциацию каждо-
                  или иного задания.                             го события с чем-то из собственной жизни,
                      Осознавать  результаты  своей  работы,     придумывание стиха или песни с этими фак-
                  определять  причины  своего  успеха  или  не-  тами,  связного  рассказа  или  многократное
                  успеха  ученики  смогут  только  при  условии   записывание этих событий.
                  владения метазнаниями – знаниями о спо-            Обучаясь осознавать свои мысли и дей-
                  собах деятельности.                            ствия,  ученики  начинают  лучше  понимать
                      Одним из способов, помогающих их ос -      то, что они делают. Тогда им легче исправ -
                  воить, является рефлексия. При ее органи -     лять свои ошибки, не повторяя их из раза в
                  зации  необходимо,  чтобы  ученик  отвечал     раз. Кроме того, это помогает ученикам по-
                  не  только  на  вопросы  «Что  ты  понял  (не   нять, какими способами они пользуются для
                  понял)?», «Что ты взял для себя?», «Чему       более успешной учебы и как их применять в
                  научился?», но и на вопросы такого типа:       дальнейшем.
                  «Как ты это сделал?», «Как ты это учил?»,




                  10 /  Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15