Page 10 - жур_Вестник_2 20
P. 10
Организация образовательного процесса
в новом учебном материале, прежде чем его «Почему ошибся… не успел… не смог?»
изучать, он обрекает ученика на безразли- «Откуда ты знаешь, где именно нужно ис -
чие и недовольство. кать ответ?», «Откуда ты знаешь, что это
Осознание практической ценности мате- правильно?».
риала повышает мотивацию учащихся и по- В конце занятия целесообразно предло-
могает им сосредоточиться на главном. Для жить ученикам оценить способы, которыми
этого учитель должен помочь понять, в чем они пользовались. Какие из них были эф-
состоит ценность изучаемого материала, и фективными? Какие нет? Что помогло бы-
тем самым вызвать интерес к нему, а затем стро справиться с заданием? Как ты решал
удерживать внимание учеников включением (читал, писал, выделял главные мысли, срав-
их в продуктивную деятельность по его усвое- нивал, составлял схему, таблицу, модель)?
нию. Содержание материала должно привле- Положительный эмоциональный и по-
кать внимание учеников в силу того, что оно знавательный эффект на учащихся произ-
представляет для них интерес и значимость. водит рассказ педагога о своем поиске спо-
Принято считать, что мотивация уча- соба решения новой задачи, с описанием
щихся – дело рук самих учащихся. Если им предположений, ошибок, рассуждений.
скучно и неинтересно – это их вина. Если они Важно также побуждать учеников делит-
не желают слушать – никакой учитель не за- ся собственными способами с товарищами.
ставит их. Принцип потребностей утвержда- Их удивляет, что можно выполнить одно дело
ет обратное: учитель может и должен помочь разными способами. Это помогает не только
ученикам ощутить потребность в том, что узнать новые способы, но и развивает гиб-
они собираются изучать. кость мышления.
7. Принцип преодоления На уроке математики учеников попро-
Работа в деятельностном режиме пред- сили поделиться способами, которые они
полагает включение обучающихся в актив- применили, чтобы вычесть из семнадцати
ный мыслительный процесс. При этом пе- восемь. Способы были такими: они знали это
дагог отвечает за две важные вещи: о чем по памяти, использовали числовую линию,
думать и как думать. Для этого необходимо использовали палочки, счеты или пальцы,
обеспечить обучающихся, во-первых, ис- посчитали или округлили до десяти. Один из
точниками, чтобы было «о чем думать», во- учеников подытожил: «Я и не представлял
вторых, инструментами, которые учат их, как себе, что существует так много способов ре-
думать. Преодоление начинается с установ- шить одну задачу».
ления причин своей неуспешности, с понима- Перед работой по истории учитель спро-
ния того, каких знаний и умений не хватает сил учеников, какими способами они будут
обучающемуся для решения учебной задачи запоминать исторические события. Их спо-
самостоятельно. Это возможно осуществить собы включали: запоминание по порядку,
через осознание обучающимся способа, составление слов, использующих первую
который он использует при выполнении того букву каждого события, ассоциацию каждо-
или иного задания. го события с чем-то из собственной жизни,
Осознавать результаты своей работы, придумывание стиха или песни с этими фак-
определять причины своего успеха или не- тами, связного рассказа или многократное
успеха ученики смогут только при условии записывание этих событий.
владения метазнаниями – знаниями о спо- Обучаясь осознавать свои мысли и дей-
собах деятельности. ствия, ученики начинают лучше понимать
Одним из способов, помогающих их ос - то, что они делают. Тогда им легче исправ -
воить, является рефлексия. При ее органи - лять свои ошибки, не повторяя их из раза в
зации необходимо, чтобы ученик отвечал раз. Кроме того, это помогает ученикам по-
не только на вопросы «Что ты понял (не нять, какими способами они пользуются для
понял)?», «Что ты взял для себя?», «Чему более успешной учебы и как их применять в
научился?», но и на вопросы такого типа: дальнейшем.
«Как ты это сделал?», «Как ты это учил?»,
10 / Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020