Page 15 - жур_Вестник_2 20
P. 15

Организация образовательного процесса







                                 Системы профессионального образования
                                 через призму промышленных революций


                               Отличительные                                      Отличительные черты
            Наименование       характеристики      Характеристика рынка труда      профессионального
                эпохи
                                   эпохи                                               образования

            Первая          Переход от ручного    Быстро развивающаяся           Ремесленное  ученичество,
            промышленная    труда к машинному,    промышленность и обслуживающий  предполагавшее передачу
            революция       от мануфактуры к      сектор предоставляли множество   профессиональных знаний в
                            фабрике. Переход от   новых рабочих мест.            определенном виде ремесла
                            преимущественно       Необходимые умения: делать     от мастера к ученику, а позже
                            аграрной экономики    простые технические операции,    – группе учеников. Появились
                            к индустриальному     работать с техническими        профессиональные
                            производству,         средствами труда (в том числе   учебные заведения,
                            в результате          станками)                      готовившие обучающихся
                            которого происходит                                  к военной и гражданской
                            трансформация                                        службе. В содержании
                            аграрного общества в                                 профобразования появились
                            индустриальное                                       планы, определяющие
                                                                                 основные пути подготовки
                                                                                 рабочих, мастеров и техников.
                                                                                 На фабриках – обучение
                                                                                 на рабочем месте, под
                                                                                 конкретный запрос.
                                                                                 Стажировки как форма
                                                                                 повышения квалификации:
                                                                                 существовала практика
                                                                                 отправлять работников на
                                                                                 стажировку за границу,
                                                                                 это было государственной
                                                                                 политикой. Стажеры, как и
                                                                                 сейчас, обычно вели записи о
                                                                                 своих работах


            Вторая          Развитие экономики    Возникли новые индустрии:      Сформировалась система
            промышленная    было основано         электроэнергетика, химическая,   массового образования.
            революция       преимущественно на    нефтяная и нефтехимическая     Сформированы ступени
            Машинно-        научных достижениях,   промышленность,               профессионального
            техническая     а не просто удачных   автомобилестроение,            образования: начальное,
            революция       изобретениях. Переход   производство стали. Увеличение   среднее, высшее.
                            к индустриальному     масштабов производства на      Образование становится
                            обществу. Развитие    фабриках вело к дальнейшей     всеобщим и доступным.
                            сферы услуг.          урбанизации и появлению        Активно развивается
                            Кульминация развития   многочисленного среднего класса   профессиональное
                            – распространение     квалифицированных и сравнительно   техническое образование,
                            поточного производства   высокооплачиваемых работников  призванное готовить
                            и поточных линий                                     квалифицированных рабочих
                                                                                 и специалистов. Появляются
                                                                                 фабрично-заводские
                                                                                 школы, профессионально-
                                                                                 технические училища,
                                                                                 техникумы, вузы







                                                 Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020 / 15
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20