Page 17 - жур_Вестник_2 20
P. 17

Организация образовательного процесса







            кастомизации  товаров  и  услуг,  произойдет    (например, 32 или 36 академических часов),
            более  тонкая  настройка  под  конкретного      это поможет согласовывать объем образова-
            потребителя.  Во-вторых,  взаимодействие        тельной  программы.  Содержательная  часть
            вещей  станет  системным,  а  значит,  и  на-   вариативных дисциплин может ежегодно об-
            страиваемым опять же под конкретного по-        новляться – с учетом изменения технологий
            требителя.  Тому  же  послужат  и  средства     и/или требований конкретного работодателя.
            виртуальной и дополненной реальности, по-           Риски:  возрастает    общая  стоимость
            зволяющие  создать  индивидуальное  «про-       реализации  образовательной  программы.
            должение»  и  окраску/ракурс  восприятия        Сложности  при  распределении  учебной  пе-
            мира для каждого человека. По мере погру-       дагогической  нагрузки.
            жения  человека  в  цифровую  среду  его  ин-       Пути  решения:  делать  «конструирова-
            дивидуальное  поведение  будет  становиться     ние» учебного плана не ранее, чем на втором
            все  более  и  более  оцифрованным,  то  есть   курсе. За первый год обучения определится
            доступным для анализа и учета, что создаст      группа студентов, которые могут освоить не
            еще    большие  возможности  для  индивиду-     стандартную образовательную программу, а
            альной подстройки окружающего мира.             вариативную  –  т.е.  высокомотивированных,
                При  этом  кастомизация  образования        обладающих самодисциплиной и самоорга-
            обусловлена  повышением  роли  личностных       низацией  студентов.  Возможно  выстраива-
            характеристик самого обучаемого. Учет его       ние индивидуальной траектории не для одно-
            индивидуальных  особенностей  позволяет         го, а сразу для нескольких  студентов.
            развить именно те компетенции, к которым            Подход  «Проектное  обучение».  Реа-
            он наиболее склонен, к той профессиональ-       лизация  данного  подхода  предусматривает
            ной деятельности, которая интересна само-       определение для студентов индивидуальных
            му обучающемуся.                                проектов. И речь здесь идет не о существу-
                Рассмотрим возможные подходы к соз-         ющем требовании стандартов общего обра-
            данию  индивидуальных  образовательных          зования,  а  о  полноценном  проекте,  ориен-
            траекторий  в  системе  профессионального       тированном на будущую профессиональную
            образования.                                    деятельность.
                Подход  «Конструирование  учебного              Одна из проблем современного профес-
            плана». Анализ международного опыта по-         сионального  образования  заключается  в
            казал,  что  зарубежные  школы  дают  право     том, что зачастую студенты изучают отдель-
            студентам  самостоятельно  конструировать       ные  дисциплины,  а  не  получают  системную
            учебный план. Есть фундаментальная осно-        профессиональную  подготовку.  Это  под-
            ва  –  обязательная  часть,  а  остальные  мо-  тверждается результатами опросов студен-
            дули  выбираются  студентом  самостоятель-      тов,  которые  отмечают,  что  иногда  они  не
            но. Причем есть вариативность и в порядке       понимают «место дисциплины» в их будущей
            изучения  дисциплин.  Условия    при    таком   профессии.  Проект  должен  удовлетворять
            подходе: изучение обязательной части про-       одновременно нескольким требованиям:
            граммы,  набор  вариативных  дисциплин  из           • быть четко ориентированным на будущую
            заданного  списка, общий  объем  програм-           профессиональную деятельность
            мы соответствует заданному нормативу.                • в ходе его выполнения должны активно
                В  настоящее  время  элементы  данного          использоваться передовые и перспективные
            подхода  используются  в  России  в  высшей         технологии
            школе.  Считаем  возможным  применить  это           • проект должен быть межпредметным
            и  в  системе  СПО.  За  счет  вариативной  ча-
            сти  образовательной  программы  создать            Риски: отсутствие опыта выполнения ре-
            набор  «дисциплин  по  выбору».  Количество     альных межпредметных проектов.
            дисциплин должно быть достаточным для ре-           Пути  решения:  именно  в  этих  услови-
            ализации  возможности  «конструирования»        ях  очень  важно,  чтобы  педагог  приобретал
            учебного  плана.  Объем  дисциплин  должен      функционал  тьютора,  а  не  просто  препода-
            быть  кратным  объему  зачетной  единицы        вателя, чтобы он помог студенту найти свою





                                                 Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020 / 17
   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22