Page 17 - жур_Вестник_2 20
P. 17
Организация образовательного процесса
кастомизации товаров и услуг, произойдет (например, 32 или 36 академических часов),
более тонкая настройка под конкретного это поможет согласовывать объем образова-
потребителя. Во-вторых, взаимодействие тельной программы. Содержательная часть
вещей станет системным, а значит, и на- вариативных дисциплин может ежегодно об-
страиваемым опять же под конкретного по- новляться – с учетом изменения технологий
требителя. Тому же послужат и средства и/или требований конкретного работодателя.
виртуальной и дополненной реальности, по- Риски: возрастает общая стоимость
зволяющие создать индивидуальное «про- реализации образовательной программы.
должение» и окраску/ракурс восприятия Сложности при распределении учебной пе-
мира для каждого человека. По мере погру- дагогической нагрузки.
жения человека в цифровую среду его ин- Пути решения: делать «конструирова-
дивидуальное поведение будет становиться ние» учебного плана не ранее, чем на втором
все более и более оцифрованным, то есть курсе. За первый год обучения определится
доступным для анализа и учета, что создаст группа студентов, которые могут освоить не
еще большие возможности для индивиду- стандартную образовательную программу, а
альной подстройки окружающего мира. вариативную – т.е. высокомотивированных,
При этом кастомизация образования обладающих самодисциплиной и самоорга-
обусловлена повышением роли личностных низацией студентов. Возможно выстраива-
характеристик самого обучаемого. Учет его ние индивидуальной траектории не для одно-
индивидуальных особенностей позволяет го, а сразу для нескольких студентов.
развить именно те компетенции, к которым Подход «Проектное обучение». Реа-
он наиболее склонен, к той профессиональ- лизация данного подхода предусматривает
ной деятельности, которая интересна само- определение для студентов индивидуальных
му обучающемуся. проектов. И речь здесь идет не о существу-
Рассмотрим возможные подходы к соз- ющем требовании стандартов общего обра-
данию индивидуальных образовательных зования, а о полноценном проекте, ориен-
траекторий в системе профессионального тированном на будущую профессиональную
образования. деятельность.
Подход «Конструирование учебного Одна из проблем современного профес-
плана». Анализ международного опыта по- сионального образования заключается в
казал, что зарубежные школы дают право том, что зачастую студенты изучают отдель-
студентам самостоятельно конструировать ные дисциплины, а не получают системную
учебный план. Есть фундаментальная осно- профессиональную подготовку. Это под-
ва – обязательная часть, а остальные мо- тверждается результатами опросов студен-
дули выбираются студентом самостоятель- тов, которые отмечают, что иногда они не
но. Причем есть вариативность и в порядке понимают «место дисциплины» в их будущей
изучения дисциплин. Условия при таком профессии. Проект должен удовлетворять
подходе: изучение обязательной части про- одновременно нескольким требованиям:
граммы, набор вариативных дисциплин из • быть четко ориентированным на будущую
заданного списка, общий объем програм- профессиональную деятельность
мы соответствует заданному нормативу. • в ходе его выполнения должны активно
В настоящее время элементы данного использоваться передовые и перспективные
подхода используются в России в высшей технологии
школе. Считаем возможным применить это • проект должен быть межпредметным
и в системе СПО. За счет вариативной ча-
сти образовательной программы создать Риски: отсутствие опыта выполнения ре-
набор «дисциплин по выбору». Количество альных межпредметных проектов.
дисциплин должно быть достаточным для ре- Пути решения: именно в этих услови-
ализации возможности «конструирования» ях очень важно, чтобы педагог приобретал
учебного плана. Объем дисциплин должен функционал тьютора, а не просто препода-
быть кратным объему зачетной единицы вателя, чтобы он помог студенту найти свою
Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020 / 17