Page 19 - жур_Вестник_2 20
P. 19

Организация образовательного процесса







            Ольга Юрьевна Стрелова, доктор педагогических наук,
            профессор кафедры ТиМО КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт
            развития образования»



             Проектируем сами –
             учим проектированию школьников






                 Под этим девизом кафедра теории и методики обучения Хабаровского
                 краевого института развития образования не первый год проводит
                 тематические курсы повышения квалификации учителей в школах
                 Хабаровского края



                Цель  курса  «Учебные  проекты  и  их  пе-  учебная  деятельность  есть  деятельность,
            дагогическое  сопровождение»  –  на  основе     в  которой  предметом  изменения  является
            анализа  требований  ФГОС  ОО  к  условиям      сам субъект, т.е. сам обучающийся, то ста-
            и результатам проектной деятельности уча-       новление  учебной  деятельности  не  может
            щихся, современных педагогических теорий        быть ничем иным, как только становлением
            и  практик,  разнообразного  опыта  создания    каких-то  сторон  самосознания,  самооцен-
            образовательных  проектов  и  участия  в  них   ки  –  каких-то  этапов  «самовоспитания».
            содействовать совершенствованию профес-         Поэтому  гипотетически  можно  утверждать,
            сиональных  компетенций  учителей  и  мето-     что  уровень  сформулированности  учебной
            дистов в вопросах сопровождения проектов        деятельности  должен  прямо  коррелировать
            школьников.                                     с уровнем развития личности. То, что мы до
                От  многих  других  программно-методи-      сих пор не уловили этой закономерной свя-
            ческих материалов об учебных проектах этот      зи, – наша ошибка, вернее, недосмотр».
            курс  отличается  двумя  принципиальными            Изначальный  смысл  учебных  проектов
            установками:                                    и  проектной  деятельности  школьников  –  в
                •Учебный проект – это не «продукт»!         становлении  свойств,  способностей  и  ком-
                •Педагогическое  сопровождение  глуб-       петенций, необходимых для успешной жиз-
            же помощи и управления проектом!                недеятельности личности в сложном, изме-
                В  массовом  сознании  учебные  проекты     няющемся мире. Таким образом, проектной
            прочно  связались  с  неким  овеществленным     деятельности  присущ  тот  же,  что  учебной
            (материализованным)  результатом,  с  «про-     деятельности в целом, «предмет изменения»
            дуктом»,  который  делает  ученик  на  уроке,   – сам обучающийся.
            дома  или  в  общественном  месте.  Образцы         А что вместе с тем отличает ее от других
            проектной деятельности, механически пере-       видов учебной работы в школе?
            несенные из экономической, технической, со-         Учебные проекты – это особый вид ин-
            циальной, политической, культурной и других     теллектуальной  деятельности  учащихся  и
            сфер  современной  жизни,  постепенно  пре-     результат  этой  деятельности,  отличитель-
            вращают школу в производство бесконечных        ными особенностями которой являются:
            и бессмысленных для учеников (их родителей
            и  учителей)  «моделей»,  «бизнес-планов»,           • анализ проблемной ситуации,
            «презентаций на тему…», «акций» и пр.               самостоятельное формулирование
                Между  тем  в  середине  прошлого  века         проблемы и цели
            Д.Б.  Эльконин,  основоположник  психоло-            • разработка способов решения (задачи,
            го-педагогической  системы  развивающего            этапы и т.п.) и составление оптимального
            обучения,  предупреждал:  «…Если  верно,  что       плана проектной деятельности




                                                 Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020 / 19
   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24