Page 19 - жур_Вестник_2 20
P. 19
Организация образовательного процесса
Ольга Юрьевна Стрелова, доктор педагогических наук,
профессор кафедры ТиМО КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой институт
развития образования»
Проектируем сами –
учим проектированию школьников
Под этим девизом кафедра теории и методики обучения Хабаровского
краевого института развития образования не первый год проводит
тематические курсы повышения квалификации учителей в школах
Хабаровского края
Цель курса «Учебные проекты и их пе- учебная деятельность есть деятельность,
дагогическое сопровождение» – на основе в которой предметом изменения является
анализа требований ФГОС ОО к условиям сам субъект, т.е. сам обучающийся, то ста-
и результатам проектной деятельности уча- новление учебной деятельности не может
щихся, современных педагогических теорий быть ничем иным, как только становлением
и практик, разнообразного опыта создания каких-то сторон самосознания, самооцен-
образовательных проектов и участия в них ки – каких-то этапов «самовоспитания».
содействовать совершенствованию профес- Поэтому гипотетически можно утверждать,
сиональных компетенций учителей и мето- что уровень сформулированности учебной
дистов в вопросах сопровождения проектов деятельности должен прямо коррелировать
школьников. с уровнем развития личности. То, что мы до
От многих других программно-методи- сих пор не уловили этой закономерной свя-
ческих материалов об учебных проектах этот зи, – наша ошибка, вернее, недосмотр».
курс отличается двумя принципиальными Изначальный смысл учебных проектов
установками: и проектной деятельности школьников – в
•Учебный проект – это не «продукт»! становлении свойств, способностей и ком-
•Педагогическое сопровождение глуб- петенций, необходимых для успешной жиз-
же помощи и управления проектом! недеятельности личности в сложном, изме-
В массовом сознании учебные проекты няющемся мире. Таким образом, проектной
прочно связались с неким овеществленным деятельности присущ тот же, что учебной
(материализованным) результатом, с «про- деятельности в целом, «предмет изменения»
дуктом», который делает ученик на уроке, – сам обучающийся.
дома или в общественном месте. Образцы А что вместе с тем отличает ее от других
проектной деятельности, механически пере- видов учебной работы в школе?
несенные из экономической, технической, со- Учебные проекты – это особый вид ин-
циальной, политической, культурной и других теллектуальной деятельности учащихся и
сфер современной жизни, постепенно пре- результат этой деятельности, отличитель-
вращают школу в производство бесконечных ными особенностями которой являются:
и бессмысленных для учеников (их родителей
и учителей) «моделей», «бизнес-планов», • анализ проблемной ситуации,
«презентаций на тему…», «акций» и пр. самостоятельное формулирование
Между тем в середине прошлого века проблемы и цели
Д.Б. Эльконин, основоположник психоло- • разработка способов решения (задачи,
го-педагогической системы развивающего этапы и т.п.) и составление оптимального
обучения, предупреждал: «…Если верно, что плана проектной деятельности
Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020 / 19