Page 20 - жур_Вестник_2 20
P. 20
Организация образовательного процесса
• самостоятельный поиск источников Учитель, не верящий в проекты и сам не
и разноплановая работа с ними в занимающийся проектированием, сможет
соответствии с целью и задачами проекта руководить, но не сможет увлечь своих уче-
• концептуализация проекта (оформление ников и оказать им должную педагогическую
«паспорта») и преобразование нового поддержку.
знания и опыта проектной деятельности в Педагогическое сопровождение –
материализованный продукт (реферат, веб- понятие в нашей сфере не новое, но оно так
сайт, сценарий, макет и т.п.), адекватный и не прописалось в лексиконе современных
замыслу проекта учителей и методистов-предметников. Этот
• публичная презентация и защита проекта, вид деятельности чаще всего связывают с
экспертиза и рефлексия психолого-педагогическим и медико-соци-
Определение основного понятия носит альным сопровождением (по сути, поддерж-
кой) детей, нуждающихся в особой заботе и
структурно-функциональный характер и внимании.
представлено как последовательное описа-
ние основных этапов реализации учебного Между тем в самом общем смысле инте-
проекта, с характерными для каждого из них ресующее нас понятие – это:
задачами, содержанием, способами дея- • форма педагогической деятельности,
тельности и, главное, с обусловленными ими направленная на создание условий для
внутренними, личностными изменениями личностного развития и самореализации
юных проектировщиков. воспитанников, развития у ребенка
Вероятно, что первая реакция наших самостоятельности и уверенности в
коллег-читателей на данное определение различных ситуациях жизненного выбора
аналогична отклику учащихся, обескура- (С.В. Сильченкова)
женных заданием «изменить мир» в художе- • процесс заинтересованного наблюдения,
ственном фильме «Заплати другому» (США, консультирования, личностного
2000): «Это так долго!.. Трудно!.. Противно!..» участия, поощрения максимальной
«А может быть, это возможно?.. Где наш по- самостоятельности ученика в проблемной
ток возможностей?..» – вопрошает учитель… ситуации при минимальном, по сравнению с
Настоящие проекты требуют много вре- поддержкой, участии педагога
мени, сил, внимания учителя и учеников. Их (В.А. Сластенин)
невозможно готовить к каждому уроку, по Ограничимся двумя этими определения-
каждому предмету, каждой теме. Подготовка ми, дополняющими друг и друга и дающими
проекта требует специальных знаний и уме- представление о цели и основных формах
ний, в первую очередь от учителя-наставни- (способах) педагогического сопровождения
ка. Жалобы педагогов на неспособность де- (соответствующие положения в цитатах вы-
тей работать с источниками, внятно излагать делены курсивом). Обратим также внимание
свои мысли на бумаге, оформлять сноски и на указанные в этих определениях условия,
т.п., мягко говоря, звучат наивно. Ведь смысл в которых востребованы не помощь или ру-
учебных проектов в том и заключается, что- ководство взрослого, а тактичное сопрово-
бы помочь школьникам освоить умения, не- ждение самостоятельных действий ребенка:
обходимые для жизни в мире неопределен- «проблемная ситуация», «ситуация жизнен-
ности, информационной избыточности и ного выбора»…
нестандартных ситуаций! В мире, где все больше неопределенно-
А кто виноват в отсутствии у детей инте- сти, сложности, многообразия и взаимной
реса к проектам?.. Проект – это не обычная ответственности (А.Г. Асмолов), невозмож-
домашняя работа или «техническое зада- но заранее «заасфальтировать все ямы»,
ние», в котором уже есть тема, формат про- которые встретятся на долгом жизненном
дукта, обязательные ресурсы! Задания, ими- пути… Точно и ярко раскрыл коллизию со-
тирующие проекты, приносят больше вреда, временной системы образования американ-
чем пользы, так как выхолащивают смыслы ский педагог Кен Робинсон: «Неотъемлемой
проектной деятельности, упрощают и сводят частью принципа линейности является пред-
ее к известным и привычным алгоритмам ставление, что образование – по существу
подготовки докладов, сочинений, презен- подготовка к чему-то, что случится намного
таций. Они подменяют творческие, эмоцио- позже. Именно из-за этой идеи образование
нально переживаемые, рефлексивные дей- большей частью сфокусировано на детях
ствия действиями по шаблону… и молодых людях. Подобную модель иногда
20 / Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020