Page 20 - жур_Вестник_2 20
P. 20

Организация образовательного процесса







                       • самостоятельный поиск источников            Учитель, не верящий в проекты и сам не
                      и разноплановая работа с ними в            занимающийся  проектированием,  сможет
                      соответствии с целью и задачами проекта    руководить, но не сможет увлечь своих уче-
                       • концептуализация проекта (оформление    ников и оказать им должную педагогическую
                      «паспорта») и преобразование нового        поддержку.
                      знания и опыта проектной деятельности в        Педагогическое      сопровождение  –
                      материализованный продукт (реферат, веб-   понятие в нашей сфере не новое, но оно так
                      сайт, сценарий, макет и т.п.), адекватный   и не прописалось в лексиконе современных
                      замыслу проекта                            учителей  и  методистов-предметников.  Этот
                       • публичная презентация и защита проекта,   вид  деятельности  чаще  всего  связывают  с
                      экспертиза и рефлексия                     психолого-педагогическим и медико-соци-
                      Определение  основного  понятия  носит     альным сопровождением (по сути, поддерж-
                                                                 кой) детей, нуждающихся в особой заботе и
                  структурно-функциональный      характер   и    внимании.
                  представлено как последовательное описа-
                  ние  основных  этапов  реализации  учебного        Между тем в самом общем смысле инте-
                  проекта, с характерными для каждого из них     ресующее нас понятие – это:
                  задачами,  содержанием,  способами  дея-             • форма педагогической деятельности,
                  тельности и, главное, с обусловленными ими         направленная на создание условий для
                  внутренними,  личностными  изменениями             личностного развития и самореализации
                  юных проектировщиков.                              воспитанников, развития у ребенка
                      Вероятно,  что  первая  реакция  наших         самостоятельности и уверенности в
                  коллег-читателей  на  данное  определение          различных ситуациях жизненного выбора
                  аналогична  отклику  учащихся,  обескура-          (С.В. Сильченкова)
                  женных заданием «изменить мир» в художе-             • процесс заинтересованного наблюдения,
                  ственном фильме «Заплати другому» (США,            консультирования, личностного
                  2000): «Это так долго!.. Трудно!.. Противно!..»    участия, поощрения максимальной
                  «А может быть, это возможно?.. Где наш по-         самостоятельности ученика в проблемной
                  ток возможностей?..» – вопрошает учитель…          ситуации при минимальном, по сравнению с
                      Настоящие проекты требуют много вре-           поддержкой, участии педагога
                  мени, сил, внимания учителя и учеников. Их         (В.А. Сластенин)
                  невозможно  готовить  к  каждому  уроку,  по       Ограничимся двумя этими определения-
                  каждому предмету, каждой теме. Подготовка      ми, дополняющими друг и друга и дающими
                  проекта требует специальных знаний и уме-      представление  о  цели  и  основных  формах
                  ний, в первую очередь от учителя-наставни-     (способах)  педагогического  сопровождения
                  ка. Жалобы педагогов на неспособность де-      (соответствующие положения в цитатах вы-
                  тей работать с источниками, внятно излагать    делены курсивом). Обратим также внимание
                  свои мысли на бумаге, оформлять сноски и       на указанные в этих определениях условия,
                  т.п., мягко говоря, звучат наивно. Ведь смысл   в которых востребованы не помощь или ру-
                  учебных проектов в том и заключается, что-     ководство взрослого, а тактичное  сопрово-
                  бы помочь школьникам освоить умения, не-       ждение самостоятельных  действий ребенка:
                  обходимые для жизни в мире неопределен-        «проблемная ситуация», «ситуация жизнен-
                  ности,  информационной  избыточности  и        ного выбора»…
                  нестандартных ситуаций!                            В мире, где все больше неопределенно-
                      А кто виноват в отсутствии у детей инте-   сти,  сложности,  многообразия  и  взаимной
                  реса к проектам?.. Проект – это не обычная     ответственности  (А.Г.  Асмолов),  невозмож-
                  домашняя  работа  или  «техническое  зада-     но  заранее  «заасфальтировать  все  ямы»,
                  ние», в котором уже есть тема, формат про-     которые  встретятся  на  долгом  жизненном
                  дукта, обязательные ресурсы! Задания, ими-     пути…  Точно  и  ярко  раскрыл  коллизию  со-
                  тирующие проекты, приносят больше вреда,       временной  системы  образования  американ-
                  чем пользы, так как выхолащивают смыслы        ский педагог Кен Робинсон: «Неотъемлемой
                  проектной деятельности, упрощают и сводят      частью принципа линейности является пред-
                  ее  к  известным  и  привычным  алгоритмам     ставление,  что  образование  –  по  существу
                  подготовки  докладов,  сочинений,  презен-     подготовка к чему-то, что случится намного
                  таций. Они подменяют творческие, эмоцио-       позже. Именно из-за этой идеи образование
                  нально  переживаемые,  рефлексивные  дей-      большей  частью  сфокусировано  на  детях
                  ствия действиями по шаблону…                   и молодых людях. Подобную модель иногда



                  20 /  Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25