Page 21 - жур_Вестник_2 20
P. 21

Организация образовательного процесса







            называют  «образованием  с  предваритель-           Категория 1� Знание – понимание:
            ной  загрузкой»:  в  начале  жизненного  пути        • имею общее, достаточно цельное
            вы  накапливаете    определенный  ресурс  и         представление о современной системе
            постепенно расходуете его всю оставшуюся            общего образования в РФ, об основных
            жизнь. Я слышал, что эту модель еще срав-           тенденциях и проблемах ее модернизации в
            нивают с бензобаком: в юности вы «заправ-
            ляетесь» образованием, на котором должны            информационном обществе, о нормативно-
            ехать  до  конца  своего  жизненного  срока…        правовой базе системы общего образования
            Дальше,    если    вдруг  бензин  закончится        в целом
            в  пути,  вас  ждет  очень  мало  заправочных        • имею частичную, несистематизированную
            станций».  Однако  скорости    современной          информацию о философских, дидактических
            научно-технологической    революции    гото-        и научно-методических подходах к понятиям
            вят нас не только к новым маркам бензина,           «проект», «проектная деятельность»,
            автомобилей и автозаправок, но и к смутно           «педагогическое сопровождение»
            пока очерченным видам транспорта и «горю-            • имею общее, поверхностное представление
            чего» в середине XXI века… Уже в ближай-            об особенностях организации и
            шем  будущем  «автомобилистам» придется
            не перечитывать  старые учебники, а моби-           педагогического сопровождения учебных
            лизовывать принципиально  иные интеллек-            проектов в соответствии с возрастными
            туальные и жизненные  ресурсы для  выхода           и индивидуальными познавательными
            из необычных кризисных ситуаций…                    возможностями школьников
                Проекты  (метод  проектов)  становятся           • совершенно не знаком со структурой и
            одной  из  адекватных  современным  вызо-           функционалом УМК и их возможностями
            вам  моделей  обучения,  а  педагогическое          в организации проектной деятельности
            сопровождение – их органичной компонен-             школьников на разных ступенях
            той.  «Взаимодействие  педагога  и  учащихся        образования
            строится на основе побуждения к самостоя-           Категория  2�  Умение  –  владение  –
            тельному  осмыслению  изучаемых  явлений,       критически-творческое применение:
            – подчеркивает М.В. Кларин. – Педагог ба-            • умения этого блока не сформированы
            лансирует между подробным ознакомлени-
            ем учащихся с изучаемыми явлениями, мак-             • в разработке и применении диагностических
            симальным удовлетворением их интереса и             методик для проектной деятельности не
            уходом  от  прямых  однозначных  ответов  на        участвовал(а)
            вопросы  учащихся,  подменой  их  познава-           • опытом оформления результатов своей
            тельного опыта своим. Роль педагога:                проектной деятельности не владею
                  • постановщик проблемы (скорее –              Категория 3� Рефлексия – самооценка –
                проблемной ситуации)                        интерес к профессиональному саморазви-
                  • помощник в поиске данных (скорее – в их   тию:
                критически-творческом анализе)                   • готовность корректировать собственные
                  • посредник между познавательным              проекты на основе рефлексии,
                интересом и миром инструментов культуры,        педагогического наблюдения, анализа
                с помощью которых можно искать ответы на        высказываний и результатов проектной
                вопросы                                         деятельности школьников не сформирована
                Роль педагога минимально проявляется             • благодаря адекватной самооценке есть
            в  выдаче  готовых  сведений  и  максимально
            –  в  усилении,  заострении  познавательного        устойчивая мотивация к постоянному
            интереса, замене прямых ответов на вопро-           и системному наращиванию опыта
            сы побуждением к самостоятельному иссле-            педагогического сопровождения учебных
            дованию» (курсив – авт�).                           проектов школьников на основе новых
                Свои  курсы  мы  открываем  и  заканчи-         теоретических идей и инновационных
                                                                практик
            ваем  анкетой  «Самооценка  способности
            к  педагогическому  сопровождению  про-              • достаточно высокий интерес к развитию
            ектной  деятельности  школьников»  (автор           информационно-образовательный среды
            О.Ю. Стрелова). Общие выводы по каждой из           педагога за счет новых информационных
            трех  категорий  вопросов  выглядят  следую-        ресурсов и образовательных технологий
            щим образом:



                                                 Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020 / 21
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26