Page 21 - жур_Вестник_2 20
P. 21
Организация образовательного процесса
называют «образованием с предваритель- Категория 1� Знание – понимание:
ной загрузкой»: в начале жизненного пути • имею общее, достаточно цельное
вы накапливаете определенный ресурс и представление о современной системе
постепенно расходуете его всю оставшуюся общего образования в РФ, об основных
жизнь. Я слышал, что эту модель еще срав- тенденциях и проблемах ее модернизации в
нивают с бензобаком: в юности вы «заправ-
ляетесь» образованием, на котором должны информационном обществе, о нормативно-
ехать до конца своего жизненного срока… правовой базе системы общего образования
Дальше, если вдруг бензин закончится в целом
в пути, вас ждет очень мало заправочных • имею частичную, несистематизированную
станций». Однако скорости современной информацию о философских, дидактических
научно-технологической революции гото- и научно-методических подходах к понятиям
вят нас не только к новым маркам бензина, «проект», «проектная деятельность»,
автомобилей и автозаправок, но и к смутно «педагогическое сопровождение»
пока очерченным видам транспорта и «горю- • имею общее, поверхностное представление
чего» в середине XXI века… Уже в ближай- об особенностях организации и
шем будущем «автомобилистам» придется
не перечитывать старые учебники, а моби- педагогического сопровождения учебных
лизовывать принципиально иные интеллек- проектов в соответствии с возрастными
туальные и жизненные ресурсы для выхода и индивидуальными познавательными
из необычных кризисных ситуаций… возможностями школьников
Проекты (метод проектов) становятся • совершенно не знаком со структурой и
одной из адекватных современным вызо- функционалом УМК и их возможностями
вам моделей обучения, а педагогическое в организации проектной деятельности
сопровождение – их органичной компонен- школьников на разных ступенях
той. «Взаимодействие педагога и учащихся образования
строится на основе побуждения к самостоя- Категория 2� Умение – владение –
тельному осмыслению изучаемых явлений, критически-творческое применение:
– подчеркивает М.В. Кларин. – Педагог ба- • умения этого блока не сформированы
лансирует между подробным ознакомлени-
ем учащихся с изучаемыми явлениями, мак- • в разработке и применении диагностических
симальным удовлетворением их интереса и методик для проектной деятельности не
уходом от прямых однозначных ответов на участвовал(а)
вопросы учащихся, подменой их познава- • опытом оформления результатов своей
тельного опыта своим. Роль педагога: проектной деятельности не владею
• постановщик проблемы (скорее – Категория 3� Рефлексия – самооценка –
проблемной ситуации) интерес к профессиональному саморазви-
• помощник в поиске данных (скорее – в их тию:
критически-творческом анализе) • готовность корректировать собственные
• посредник между познавательным проекты на основе рефлексии,
интересом и миром инструментов культуры, педагогического наблюдения, анализа
с помощью которых можно искать ответы на высказываний и результатов проектной
вопросы деятельности школьников не сформирована
Роль педагога минимально проявляется • благодаря адекватной самооценке есть
в выдаче готовых сведений и максимально
– в усилении, заострении познавательного устойчивая мотивация к постоянному
интереса, замене прямых ответов на вопро- и системному наращиванию опыта
сы побуждением к самостоятельному иссле- педагогического сопровождения учебных
дованию» (курсив – авт�). проектов школьников на основе новых
Свои курсы мы открываем и заканчи- теоретических идей и инновационных
практик
ваем анкетой «Самооценка способности
к педагогическому сопровождению про- • достаточно высокий интерес к развитию
ектной деятельности школьников» (автор информационно-образовательный среды
О.Ю. Стрелова). Общие выводы по каждой из педагога за счет новых информационных
трех категорий вопросов выглядят следую- ресурсов и образовательных технологий
щим образом:
Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020 / 21