Page 22 - жур_Вестник_2 20
P. 22
Организация образовательного процесса
Почему, с одной стороны, педагоги в Учебные проекты и их педагогическое
большинстве своем в душе соглашаются с сопровождение несовместимы с «технологи-
«высокими словами» о проектах, а с другой ческой метафорой обучения» (с обучением
– отказываются что-либо менять в своей как технологией). Проекты живут и приносят
профессиональной деятельности, ссылаясь свои сущностные результаты в «обучении
на большую загрузку? На курсах был случай, как поиске» (М.В. Кларин). Различия в по-
когда одна учительница заявила, что «с про-
ектами у нее не останется времени делать нимании и применении проектного метода в
более важную работу – готовить своих уче- традиционной и инновационной моделях об-
ников к ЕГЭ». учения представлены в таблице.
Различия в понимании и применении проектного метода
Линии сравнения Традиционная модель обучения Инновационная модель обучения
Роль и место в Проектная деятельность играет Играет центральную роль как механизм, через
образовательном второстепенную роль. Чаще всего она который идет весь процесс обучения
процессе организуется во внеурочное время и в
системе дополнительного образования
Задачи педагога Организовать деятельность школьников, Заложить в дизайн учебного проекта
ориентированную в основном на достижение школьниками комплексных
предметные результаты обучения и результатов образования, включающих в себя
соблюдение внешних (технических) предметные знания, компетенции XXI века и
требований к ее «продукту» личностные качества
Ожидаемый результат «Продукт», он же объект проверки и Личностное развитие, духовно-нравственное
проектной деятельности оценки учителя становление, которые не подлежат
учащихся формальному внешнему оцениванию, но
являются главной миссией современной школы
«Фокус» педагогического Оцениваются предметные знания и Процесс работы школьников над проектом
руководства/ умения, а также соответствие «продукта» важнее, чем их «вещные» результаты.
сопровождения внешним требованиям. Нет инструментов Диагностика формирующихся знаний, умений
диагностики и оценивания «мягких и компетенций, ценностных установок и
навыков» (компетенций/УУД) отношений происходит в процессе всей работы
над проектом
С чего начинается Ученику предлагается готовая тема и/или Основополагающий этап – проблематизация.
учебный проект? задание, в котором уже указан главный Учитель «нащупывает» зону интереса учеников,
способ и результат его выполнения подводит к некой значимой для них проблеме.
(«Подготовьте доклад …», «Составьте Но формулируют они ее самостоятельно, равно
маршрут экскурсии…»). как цель и тему своей работы. Делается упор
Подчеркивается учебная и/или на то, что проект должен иметь значимость в
социальная значимость проекта. первую очередь для самого школьника и уже
Личная заинтересованность ученика потом для целевой аудитории предполагаемого
подразумевается, но не проектируется продукта
Чем заканчивается Рефлексия происходит по окончанию Рефлексия сопровождает все этапы проекта:
учебный проект? проекта, после презентации его обсуждение выбранного решения, анализ
«продукта», но часто подменяется способа выбранного решения, рассмотрение
оценкой внешних достижений возможностей применения выбранного
решения и т.д. Она служит средством обращения
«внутрь себя». В мир собственных чувств,
эмоций и переживаний
В реалиях российской системы обра- внеурочной деятельности и дополнительном
зования современные научные подходы к образовании учащихся основной школы и в
учебным проектам и их педагогическому со- курсе «Индивидуальный проект» для старше-
провождению могут быть реализованы во классников.
22 / Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020