Page 22 - жур_Вестник_2 20
P. 22

Организация образовательного процесса







                      Почему,  с  одной  стороны,  педагоги  в       Учебные  проекты  и  их  педагогическое
                  большинстве  своем  в  душе  соглашаются  с    сопровождение несовместимы с «технологи-
                  «высокими словами» о проектах, а с другой      ческой  метафорой  обучения»  (с  обучением
                  –  отказываются  что-либо  менять  в  своей    как технологией). Проекты живут и приносят
                  профессиональной  деятельности,  ссылаясь      свои  сущностные  результаты  в  «обучении
                  на большую загрузку? На курсах был случай,     как  поиске»  (М.В.  Кларин).  Различия  в  по-
                  когда одна учительница заявила, что «с про-
                  ектами  у  нее  не  останется  времени  делать   нимании и применении проектного метода в
                  более важную работу – готовить своих уче-      традиционной и инновационной моделях об-
                  ников к ЕГЭ».                                  учения представлены в таблице.
                              Различия в понимании и применении проектного метода


                     Линии сравнения    Традиционная модель обучения       Инновационная модель обучения
                   Роль и место в      Проектная деятельность играет    Играет центральную роль как механизм, через
                   образовательном     второстепенную роль. Чаще всего она   который идет весь процесс обучения
                   процессе            организуется во внеурочное время и в
                                       системе дополнительного образования
                   Задачи педагога     Организовать деятельность школьников,  Заложить в дизайн учебного проекта
                                       ориентированную в основном на    достижение школьниками комплексных
                                       предметные результаты обучения и   результатов образования, включающих в себя
                                       соблюдение внешних (технических)   предметные знания, компетенции XXI века и
                                       требований к ее «продукту»       личностные качества
                   Ожидаемый результат   «Продукт», он же объект проверки и   Личностное развитие, духовно-нравственное
                   проектной деятельности  оценки учителя               становление, которые не подлежат
                   учащихся                                             формальному внешнему оцениванию, но
                                                                        являются главной миссией современной школы
                   «Фокус» педагогического  Оцениваются предметные знания и   Процесс работы школьников над проектом
                   руководства/        умения, а также соответствие «продукта»  важнее, чем их «вещные» результаты.
                   сопровождения       внешним требованиям. Нет инструментов  Диагностика формирующихся знаний, умений
                                       диагностики и оценивания «мягких   и компетенций, ценностных установок и
                                       навыков» (компетенций/УУД)       отношений происходит в процессе всей работы
                                                                        над проектом
                   С чего начинается   Ученику предлагается готовая тема и/или  Основополагающий этап – проблематизация.
                   учебный проект?     задание, в котором уже указан главный   Учитель «нащупывает» зону интереса учеников,
                                       способ и результат его выполнения   подводит к некой значимой для них проблеме.
                                       («Подготовьте доклад …», «Составьте   Но формулируют они ее самостоятельно, равно
                                       маршрут экскурсии…»).            как цель и тему своей работы. Делается упор
                                       Подчеркивается учебная и/или     на то, что проект должен иметь значимость в
                                       социальная значимость проекта.   первую очередь для самого школьника и уже
                                       Личная заинтересованность ученика   потом для целевой аудитории предполагаемого
                                       подразумевается, но не проектируется  продукта
                   Чем заканчивается   Рефлексия происходит по окончанию   Рефлексия сопровождает все этапы проекта:
                   учебный проект?     проекта, после презентации его   обсуждение выбранного решения, анализ
                                       «продукта», но часто подменяется   способа выбранного решения, рассмотрение
                                       оценкой внешних достижений       возможностей применения выбранного
                                                                        решения и т.д. Она служит средством обращения
                                                                        «внутрь себя». В мир собственных чувств,
                                                                        эмоций и переживаний

                      В  реалиях  российской  системы  обра-     внеурочной деятельности и дополнительном
                  зования  современные  научные  подходы  к      образовании учащихся основной школы и в
                  учебным проектам и их педагогическому со-      курсе «Индивидуальный проект» для старше-
                  провождению  могут  быть  реализованы  во      классников.




                  22 /  Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020
   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27