Page 28 - жур_Вестник_2 20
P. 28

Организация образовательного процесса







                  вательного  стандарта  предмет  «Экономи-      вого уровня для взрослых), что предполагает
                  ка»  выделен  в  отдельный  курс  и  элементы   преемственность  рамок  компетенций  для
                  финансовой грамотности интегрированы во        различных возрастных групп.
                  многие  учебные  дисциплины  (математика,          На  основе  использования  фрейм-
                  обществознание,  география  и  т.д.),  продук-  технологии  и  российского  опыта  по  данной
                  тивность преподавания данного раздела не-      проблематике  мной  разработана  модифи-
                  высока.                                        цированная модель внедрения системы фи-
                      На  наш  взгляд,  тому  есть  объективные   нансовых компетенций, адаптированная для
                  причины:                                       подростков среднего и старшего школьного
                       • во-первых, учителя не имеют специальной   возраста.
                      научно-методической подготовки в области          Этапы внедрения системы
                      экономики, потому что таких кадров                финансовых компетенций
                      попросту не готовят                            I этап. Целеполагание
                       • во-вторых, используются традиционные        Цель:     формирование       финансово
                      подходы и способы обучения и воспитания    грамотного поведения учащихся.
                      без учета специфики предмета «Экономика»
                      (например, как-то пришлось наблюдать,          II этап. Определение подхода к формиро-
                      когда в одной из школ в рамках дня         ванию финансово грамотного поведения
                      финансовой грамотности устроили конкурс        Исследователи  выделяют  4  основных
                      копилок)                                   подхода к преподаванию экономики, реали-
                       • в-третьих, множество имеющейся учебно-  зующихся в российских школах: теоретиче-
                      методической литературы по экономике не    ский,  академический,  культурно-функцио-
                      всегда отличается высоким качеством        нальный и практико-ориентированный.
                      Низкая эффективность финансового об-           В   рамках    теоретического    подхода
                  разования  школьников  обусловлена  отсут-     школьное экономическое образование рас-
                  ствием в этой работе системы.                  сматривается как упрощенная форма вузов-
                      Как и многие коллеги, автор начал пре-     ского. Но в условиях школы читаемые курсы
                  подавание финансовой грамотности в шко-        носят отрывочный характер, часто не увязы-
                  ле с опорой на имеющийся опыт в России и       ваются  между  собой,  в  результате  интерес
                  со временем пришел к выводу о необходимо-      учащихся к экономике не возрастает, а, на-
                  сти систематизации собственной работы. За      против, снижается.
                  основу была взята фрейм-технология, кото-          Академический подход носит более си-
                  рая  позволила  интегрировать  проблемные      стемный характер. По словам И.В. Липсица,
                  области финансовой грамотности в образо-       «экономика в школе должна быть нацелена
                  вательный процесс.                             на то, чтобы дать, пусть несколько упрощен-
                      Фрейм  представляет  собой  рамочную       ное, но целостное представление об основах
                  модель  обобщенного  знания.  Учебный  ма-     экономической жизни общества с постепен-
                  териал сконцентрирован в виде крупноблоч-      ным усложнением и дополнением от класса
                  ных  опор.  Данная  технология  определения    к классу, чтобы создать учащимся базу для
                  рамок (фреймов) финансовой компетентно-        изучения экономики в вузах».
                  сти для учащихся школьного возраста соот-          Культурно-функциональный         подход
                  ветствует  структуре  взрослых  рамок,  отли-  ориентирован  на  формирование  общей
                  чаясь по набору компетенций, что позволяет     культуры,  выработку  адекватных  представ-
                  соблюсти единый подход к преемственности       лений о сути экономических явлений и про-
                  (согласованию)  рамок  относительно  раз-      цессов. Но знать – это одно, а уметь эти зна-
                  ных  возрастных  групп.  При  этом  базовый    ния применять в жизни – другое.
                  уровень  финансовой  грамотности  исполь-          Одним из наиболее перспективных счи-
                  зован как единый ориентир для взрослых и       таю  практико-ориентированный  (бизнес-
                  школьников и с определенными различиями        ориентированный)  подход.  В  его  рамках
                  входит в обе рамки (в качестве продвинуто-     предполагается выработка у учащихся навы-
                  го уровня для школьников и в качестве базо-    ков поведения в хозяйственной жизни.





                  28 /  Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020
   23   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33