Page 28 - жур_Вестник_2 20
P. 28
Организация образовательного процесса
вательного стандарта предмет «Экономи- вого уровня для взрослых), что предполагает
ка» выделен в отдельный курс и элементы преемственность рамок компетенций для
финансовой грамотности интегрированы во различных возрастных групп.
многие учебные дисциплины (математика, На основе использования фрейм-
обществознание, география и т.д.), продук- технологии и российского опыта по данной
тивность преподавания данного раздела не- проблематике мной разработана модифи-
высока. цированная модель внедрения системы фи-
На наш взгляд, тому есть объективные нансовых компетенций, адаптированная для
причины: подростков среднего и старшего школьного
• во-первых, учителя не имеют специальной возраста.
научно-методической подготовки в области Этапы внедрения системы
экономики, потому что таких кадров финансовых компетенций
попросту не готовят I этап. Целеполагание
• во-вторых, используются традиционные Цель: формирование финансово
подходы и способы обучения и воспитания грамотного поведения учащихся.
без учета специфики предмета «Экономика»
(например, как-то пришлось наблюдать, II этап. Определение подхода к формиро-
когда в одной из школ в рамках дня ванию финансово грамотного поведения
финансовой грамотности устроили конкурс Исследователи выделяют 4 основных
копилок) подхода к преподаванию экономики, реали-
• в-третьих, множество имеющейся учебно- зующихся в российских школах: теоретиче-
методической литературы по экономике не ский, академический, культурно-функцио-
всегда отличается высоким качеством нальный и практико-ориентированный.
Низкая эффективность финансового об- В рамках теоретического подхода
разования школьников обусловлена отсут- школьное экономическое образование рас-
ствием в этой работе системы. сматривается как упрощенная форма вузов-
Как и многие коллеги, автор начал пре- ского. Но в условиях школы читаемые курсы
подавание финансовой грамотности в шко- носят отрывочный характер, часто не увязы-
ле с опорой на имеющийся опыт в России и ваются между собой, в результате интерес
со временем пришел к выводу о необходимо- учащихся к экономике не возрастает, а, на-
сти систематизации собственной работы. За против, снижается.
основу была взята фрейм-технология, кото- Академический подход носит более си-
рая позволила интегрировать проблемные стемный характер. По словам И.В. Липсица,
области финансовой грамотности в образо- «экономика в школе должна быть нацелена
вательный процесс. на то, чтобы дать, пусть несколько упрощен-
Фрейм представляет собой рамочную ное, но целостное представление об основах
модель обобщенного знания. Учебный ма- экономической жизни общества с постепен-
териал сконцентрирован в виде крупноблоч- ным усложнением и дополнением от класса
ных опор. Данная технология определения к классу, чтобы создать учащимся базу для
рамок (фреймов) финансовой компетентно- изучения экономики в вузах».
сти для учащихся школьного возраста соот- Культурно-функциональный подход
ветствует структуре взрослых рамок, отли- ориентирован на формирование общей
чаясь по набору компетенций, что позволяет культуры, выработку адекватных представ-
соблюсти единый подход к преемственности лений о сути экономических явлений и про-
(согласованию) рамок относительно раз- цессов. Но знать – это одно, а уметь эти зна-
ных возрастных групп. При этом базовый ния применять в жизни – другое.
уровень финансовой грамотности исполь- Одним из наиболее перспективных счи-
зован как единый ориентир для взрослых и таю практико-ориентированный (бизнес-
школьников и с определенными различиями ориентированный) подход. В его рамках
входит в обе рамки (в качестве продвинуто- предполагается выработка у учащихся навы-
го уровня для школьников и в качестве базо- ков поведения в хозяйственной жизни.
28 / Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020