Page 30 - жур_Вестник_2 20
P. 30
Организация образовательного процесса
На основе материалов исследований опре- • понимать, что такое личные расходы, знать
делены 9 фреймов (предметных областей) общие принципы управления расходами
финансовой грамотности: «Доходы и расхо- • понимать различия между расходами на
ды», «Финансовое планирование и бюджет», товары и услуги первой необходимости и
«Личные сбережения», «Кредитование», расходами на дополнительные нужды
«Инвестирование», «Страхование», «Риски В профильном информационно-эконо-
и финансовая безопасность», «Защита прав мическом классе формируются компетен-
потребителей», «Финансовая арифметика». ции продвинутого уровня:
В свою очередь, каждая из областей раз- • знать общий доход семьи, его источники,
делена на три составляющих: понимать пути повышения дохода
• знание и понимание – система знаний о • понимать, какими налогами облагаются
финансовых продуктах и концепциях, а доходы
также способность получать, понимать и • понимать, что такое заработная плата, знать
оценивать существенную информацию, различные виды оплаты труда
необходимую для принятия решений
• умения и поведение – компетенции, • понимать последствия безработицы
связанные с умениями и навыками При этом в урочной деятельности при-
финансового поведения, способности меняются педагогические техники и техно-
к принятию финансового риска, умение логии, помогающие систематизировать и
предпринимать другие эффективные структурировать большой массив информа-
действия для улучшения собственного ции: кластер, фишбоун, составление таблиц.
финансового благосостояния Кластер дает продуктивные результаты при
• личные характеристики и установки – актуализации знаний по блоку изучаемой
характеристики, связанные с общим темы (можно использовать как традицион-
отношением к личным финансам, ную доску, так и онлайн-доски по типу Padlet),
возможностью делать ответственный выбор позволяет выделить основные смысловые
и принимать финансовые решения единицы, фиксируемые в виде схемы, с обо-
Компоненты каждой области формируют значением связей между ними.
конкретные компетенции финансовой гра- Фишбоун (рыбья кость) эффективен при
мотности на базовом (основная школа) и про- проведении дискуссии, позволяющей вы-
двинутом уровне (старшая школа). В процессе работать навык аргументации позиции. В
внедрения системы финансовой компетенции данном случае схематично в голове рыбы
эти блоки были максимально интегрированы сформулирована проблема – обыватель и
в существующую модель обучения с исполь- финансовая грамотность. В верхней части
зованием в качестве возможностей предмет- – жизненные ситуации, связанные с прояв-
ных областей внеурочных занятий, конкурсной лением финансового поведения. Учащимся
и исследовательской деятельности. предлагается обсудить, к каким последстви-
IVэтап. Реализация ям они приводят.
На этом этапе автор стремился макси-
мально эффективно использовать уже име-
ющиеся наработки в области преподавания
обществоведческих дисциплин. Рассмотрим
в качестве примера предметную область фи-
нансовой грамотности «Доходы и расходы».
Компонент финансовой грамотности
«Знания и понимание» в урочной деятельно-
сти по конкретным темам курса обществоз-
нания у учащихся разных классов формиру-
ет компетенции базового уровня:
• понимать, что такое личный доход, знать
пути его повышения Прием «Фишбоун»
30 / Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020