Page 30 - жур_Вестник_2 20
P. 30

Организация образовательного процесса







                  На основе материалов исследований опре-              • понимать, что такое личные расходы, знать
                  делены  9  фреймов  (предметных  областей)         общие принципы управления расходами
                  финансовой грамотности: «Доходы и расхо-             • понимать различия между расходами на
                  ды», «Финансовое планирование и бюджет»,           товары и услуги первой необходимости и
                  «Личные    сбережения»,    «Кредитование»,         расходами на дополнительные нужды
                  «Инвестирование»,  «Страхование»,  «Риски          В  профильном  информационно-эконо-
                  и финансовая безопасность», «Защита прав       мическом  классе  формируются  компетен-
                  потребителей», «Финансовая арифметика».        ции продвинутого уровня:
                      В свою очередь, каждая из областей раз-          • знать общий доход семьи, его источники,
                  делена на три составляющих:                        понимать пути повышения дохода
                       • знание и понимание – система знаний о         • понимать, какими налогами облагаются
                      финансовых продуктах и концепциях, а           доходы
                      также способность получать, понимать и           • понимать, что такое заработная плата, знать
                      оценивать существенную информацию,             различные виды оплаты труда
                      необходимую для принятия решений
                       • умения и поведение – компетенции,             • понимать последствия безработицы
                      связанные с умениями и навыками                При  этом  в  урочной  деятельности  при-
                      финансового поведения, способности         меняются  педагогические  техники  и  техно-
                      к принятию финансового риска, умение       логии,  помогающие  систематизировать  и
                      предпринимать другие эффективные           структурировать большой массив информа-
                      действия для улучшения собственного        ции: кластер, фишбоун, составление таблиц.
                      финансового благосостояния                 Кластер дает продуктивные результаты при
                       • личные характеристики и установки –     актуализации  знаний  по  блоку  изучаемой
                      характеристики, связанные с общим          темы  (можно  использовать  как  традицион-
                      отношением к личным финансам,              ную доску, так и онлайн-доски по типу Padlet),
                      возможностью делать ответственный выбор    позволяет  выделить  основные смысловые
                      и принимать финансовые решения             единицы, фиксируемые в виде схемы, с обо-
                      Компоненты  каждой  области  формируют     значением связей между ними.
                  конкретные  компетенции    финансовой  гра-        Фишбоун (рыбья кость) эффективен при
                  мотности на базовом (основная школа) и про-    проведении  дискуссии,  позволяющей  вы-
                  двинутом уровне (старшая школа). В процессе    работать  навык  аргументации  позиции.  В
                  внедрения  системы финансовой  компетенции     данном  случае  схематично  в  голове  рыбы
                  эти блоки  были максимально  интегрированы     сформулирована  проблема  –  обыватель  и
                  в существующую  модель  обучения с исполь-     финансовая  грамотность.  В  верхней  части
                  зованием в качестве возможностей предмет-      – жизненные ситуации, связанные с прояв-
                  ных областей внеурочных занятий, конкурсной    лением  финансового  поведения.  Учащимся
                  и  исследовательской  деятельности.            предлагается обсудить, к каким последстви-
                      IVэтап. Реализация                         ям они приводят.
                      На этом этапе автор стремился макси-
                  мально эффективно использовать уже име-
                  ющиеся наработки в области преподавания
                  обществоведческих дисциплин. Рассмотрим
                  в качестве примера предметную область фи-
                  нансовой грамотности «Доходы и расходы».
                      Компонент  финансовой  грамотности
                  «Знания и понимание» в урочной деятельно-
                  сти по конкретным темам курса обществоз-
                  нания у учащихся разных классов формиру-
                  ет компетенции базового уровня:
                       • понимать, что такое личный доход, знать
                      пути его повышения                                      Прием «Фишбоун»




                  30 /  Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020
   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35