Page 31 - жур_Вестник_2 20
P. 31
Организация образовательного процесса
Компонент «Умения и поведение» реали- • осознавать разницу между базовыми
зуется через внеурочную деятельность. Курс потребностями и желаниями
«Финансовая грамотность» в 6–7-х классах Мотивированные ребята участвуют в
формирует базовые компетенции: проектной деятельности и конкурсах регио-
• уметь различать регулярные и нерегулярные нального, всероссийского и международно-
источники дохода го уровней. Здесь развиваются компетенции
• уметь давать финансовую оценку расходам продвинутого уровня:
на различные потребности и желания • осознавать необходимость ограничения
• уметь оценивать свои ежемесячные расходы своих желаний и выбора товара или услуги
Факультативный курс «Основы экономи- в соответствии с реальными финансовыми
ки» для 7–8-х классов и внеурочные занятия возможностями
«Экономическая арифметика» для 10–11-х • брать ответственность за финансовые
классов формируют компетенции продвину- решения, осознавать последствия этих
того уровня: решений
• уметь различать зарплату до уплаты Следует отметить высокую заинтересо-
подоходного налога и зарплату после уплаты ванность учащихся в разработке проектов
подоходного налога по финансовой грамотности при формиро-
• уметь контролировать спонтанные покупки, вании данного компонента. Особенно боль-
не выходить за рамки бюджета шой интерес для учащихся старших классов
• уметь выбирать товар или услугу в всегда представляла тема «Бизнес-проекти-
рование».
соответствии с реальными финансовыми
возможностями Повторное тестирование обучающихся в
При этом педагогический инструмен- 2019 году показало результативность вне-
тарий меняется, здесь более актуальны де- дрения системы формирования финансово
грамотного поведения учащихся. Анализ
ловые игры, квесты, викторины, экономиче- данных констатировал рост на 30% общего
ские задачи и прочее.
уровня финансовой грамотности учащихся.
Деловая игра прекрасно подходит для В целом анкетирование показало: у учени-
моделирования систем отношений, харак- ков возникло понимание, что изучение фи-
терных для данного вида поведенческих нансовой грамотности формирует полезные
реакций. При этом часто моделируется кон- умения, которые научат разбираться в прак-
фликтная ситуация, что позволяет сформи- тических вопросах, пригодятся в жизни. На-
ровать необходимый компонент финансовой ряду с осознанием необходимости изучения
грамотности. Решение ситуативных эконо- финансовой грамотности, ученики проявля-
мических задач способствует развитию ло- ют интерес к данному направлению.
гического мышления, позволяет выработать Последовательная реализация модели
навыки практического применения получен- формирования финансово грамотного пове-
ных знаний, умение устанавливать причин- дения учащихся, на наш взгляд, позволит в
но-следственные связи.
будущем обеспечить:
Задания можно комбинировать, исполь-
зуя элементы различных приемов с целью • разработку и практическое осуществление
комплекса мероприятий, направленных на
достижения конкретных результатов. повышение уровня финансовой грамотности
Компонент «Личные характеристики и учащихся
установки» реализуется через участие об- • большую защищенность и безопасность
учающихся в конкурсном и олимпиадном учащихся в финансовой сфере
движении, что позволяет им нарабатывать • содействие повышению их благосостояния
багаж достижений в портфолио. Дистанци-
онные олимпиады помогают развивать базо- • повышение качества финансового
вые компетенции: образования
• осознавать важность образования, которое
обеспечит доходы
Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020 / 31