Page 4 - жур_Вестник_2 20
P. 4
Организация образовательного процесса
Тамара Ивановна Фисенко, директор центра непрерывного профессионального
повышения мастерства работников образования КГБОУ ДПО «Хабаровский краевой
институт развития образования»
Принципы успешного обучения –
базовая установка профессионального роста
Проблемы неуспеваемости ученика –
это проблема учителя, а не ученика.
Л.Н. Толстой
Неуспешными учениками, как правило, считаются ученики, которые не хотят
учиться. Однако нежелание учиться – не причина неуспешности, а следствие
образовательного процесса, в котором находился ученик
Первый шаг в создании для ученика воз- эффективными методами преподавания и
можности стать успешным – в умении учи- тем самым принести обновление в препода-
теля выявить эту причину и определить свое вательскую деятельность.
отношение к ней. Педагогическая позиция Каждый принцип независим от других и
учителя, его базовая мыслительная установ- может рассматриваться как самостоятель-
ка является центральным моментом в стиле ная единица. Однако в данной статье они
его взаимодействия с учеником. Строится размещены в том порядке, который пред-
она на принципах преподавания, которые вы- ставляется наиболее логичным и последова-
брал для себя учитель. тельным.
Владея универсальными принципами Руководствуясь данными принципами,
эффективного преподавания, учитель смо- учитель сможет помочь ученикам овладеть
жет сделать так, что его действия попадут приемами успешной познавательной дея-
в точку, а жизнь учеников изменится. Цен- тельности, обеспечит их способами уско-
ность универсальных принципов в том, что ренного обучения, заинтересует, если ими
они всегда остаются в силе – независимо овладели безразличие и апатия, привьет
от учебного предмета, учителя, учеников или нравственные и духовные ценности как в
окружающей среды. рамках учебного процесса, так и вне его, при-
Каждый принцип, представленный в близит содержание уроков к реальным жиз-
данной статье, направлен на то, чтобы скор- ненным ситуациям. Что в конечном счете
ректировать или изменить представления принесет удовлетворение самому учителю.
учителя о преподавании, описать пути его Существует поговорка: «Чтобы знать,
реализации, изменить способы организации куда плыть, надо сначала определить, где ты
учебной деятельности учеников, потому что находишься». Поэтому, знакомясь с новыми
характер обучения находится в прямой зави- установками, необходимо произвести реви-
симости от образа мышления. Следователь- зию своей позиции по отношению к целям
но, при изменении образа мышления изме- современного образования, ученику, пред-
няется и образ жизнедеятельности. мету, самому себе через принципы успешно-
Описание способов реализации принци- го обучения.
пов создает возможность вооружить учителя
4 / Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020