Page 5 - жур_Вестник_2 20
P. 5
Организация образовательного процесса
1. Принцип ответственности мыслительной деятельности. В этом случае
(ориентированность на результат) учитель несет ответственность за усвоение
Урок – это помощь. материала учениками. Имеет значение не то,
Кому-то скорая, кому-то неотложная... что делает учитель, а то, что делают ученики.
Е.Н. Ильин Центральным положением гуманистической
позиции педагога является безоговорочное
За что учитель несет ответственность на принятие им полной ответственности за то,
занятиях: за изложение материала или за ус- чтобы сделать все возможное для усвоения
воение его обучающимися? Кто на занятии материала учениками.
несет ответственность за то, что обучающий- Конечно, учитель – не единственный,
ся ничему не научится? Учитель или сам об- кто несет ответственность, ученик также не-
учающийся?
сет ответственность за усвоение материала,
Истинное преподавание имеет место вне зависимости от качества преподавания,
только в том случае, если ученики усваива- но именно роль учителя – ведущая в этом
ют материал. Если они его не усвоили – зна- процессе. Секрет его успеха состоит в том,
чит, учитель его не преподал. Согласно этому чтобы принять на себя глубокую личную от-
принципу учитель приходит на занятие, что- ветственность за успехи или неудачи каждо-
бы обеспечить ученику усвоение материала. го. Ученики, чьи учителя принимают личную
Модели обучения ответственность за их успехи и неудачи, до-
стигают высоких результатов.
Содержание Учитель обладает огромной властью над
предмета Учитель Ученик учебным процессом, хотя иногда и кажется,
что это не так. Он несет ответственность за
Модель 1 учебный процесс: за отобранное на занятие
содержание предмета, методику преподава-
ния и свои личностные качества. Представь-
Учитель те только, какими возможностями обладает
учитель:
1. Возможность полного контроля
над содержанием предмета. При жела-
Содержание Учитель Ученик нии учитель может распределять время на
предмета изучение материала, может привести любой
пример, подробно остановиться на какой-то
Модель 2 одной проблеме и лишь поверхностно затро-
На моделях представлены позиции учите- нуть другую.
ля по отношению к ученику. На модели 1 (зна- 2. Возможность полного контроля
ниевой) функция учителя заключается в пере- над стилем преподавания. Учитель может
даче содержания предмета, ученики при этом контролировать свой стиль изложения мате-
слушают и записывают информацию. В этом риала и набор методов и приемов, которые
случае учитель ответственен за то, чтобы как он при этом использует. Он может выбрать
можно лучше объяснить ученикам изучаемую обсуждение в малых группах, лекцию, дис-
тему, а за само усвоение отвечает сам уче- куссию или учебный фильм, для того чтобы
ник. Ученики, не видя необходимости задей- обеспечить усвоение содержания предмета.
ствовать разум, часто оказываются в «яме 3. Возможность полного контроля
пассивности». над своей личностью – личностью пре-
На модели 2 (деятельностной) функция подающего. Учитель может контролировать
учителя заключается в организации деятель- все элементы учебного процесса, кроме од-
ности учеников, то есть в предоставлении им ного – учеников!
источников информации и инструментов, с Три кита педагогической деятельности
помощью которых они будут осваивать со- имеют первостепенное значение для успеш-
держание учебного материала в собственной ного достижения учениками планируемых
Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020 / 5