Page 5 - жур_Вестник_2 20
P. 5

Организация образовательного процесса







                  1. Принцип ответственности                мыслительной деятельности. В этом случае
                (ориентированность на результат)            учитель  несет  ответственность  за  усвоение
                 Урок – это помощь.                         материала учениками. Имеет значение не то,
                 Кому-то скорая, кому-то неотложная...      что делает учитель, а то, что делают ученики.
                                              Е.Н. Ильин    Центральным положением гуманистической
                                                            позиции педагога является безоговорочное
                За что учитель несет ответственность на     принятие им полной ответственности за то,
            занятиях: за изложение материала или за ус-     чтобы сделать все возможное для усвоения
            воение его обучающимися? Кто на занятии         материала учениками.
            несет ответственность за то, что обучающий-         Конечно,  учитель  –  не  единственный,
            ся ничему не научится? Учитель или сам об-      кто несет ответственность, ученик также не-
            учающийся?
                                                            сет ответственность за усвоение материала,
                Истинное  преподавание  имеет  место        вне зависимости от качества преподавания,
            только в том случае, если ученики усваива-      но  именно  роль  учителя  –  ведущая  в  этом
            ют материал. Если они его не усвоили – зна-     процессе.  Секрет  его  успеха  состоит  в  том,
            чит, учитель его не преподал. Согласно этому    чтобы принять на себя глубокую личную от-
            принципу учитель приходит на занятие, что-      ветственность за успехи или неудачи каждо-
            бы обеспечить ученику усвоение материала.       го. Ученики, чьи учителя принимают личную
                           Модели обучения                  ответственность за их успехи и неудачи, до-
                                                            стигают высоких результатов.
             Содержание                                         Учитель обладает огромной властью над
             предмета         Учитель        Ученик         учебным процессом, хотя иногда и кажется,
                                                            что это не так. Он несет ответственность за
                             Модель 1                       учебный процесс: за отобранное на занятие
                                                            содержание предмета, методику преподава-
                                                            ния и свои личностные качества. Представь-
                       Учитель                              те только, какими возможностями обладает
                                                            учитель:
                                                                1.  Возможность  полного  контроля
                                                            над  содержанием  предмета.  При  жела-
             Содержание       Учитель        Ученик         нии  учитель  может  распределять  время  на
              предмета                                      изучение материала, может привести любой
                                                            пример, подробно остановиться на какой-то
                             Модель 2                       одной проблеме и лишь поверхностно затро-
                На моделях представлены позиции учите-      нуть другую.
            ля по отношению к ученику. На модели 1 (зна-        2.  Возможность  полного  контроля
            ниевой) функция учителя заключается в пере-     над стилем преподавания. Учитель может
            даче содержания предмета, ученики при этом      контролировать свой стиль изложения мате-
            слушают и записывают информацию. В этом         риала и набор методов и приемов, которые
            случае учитель ответственен за то, чтобы как    он при этом использует. Он может выбрать
            можно лучше объяснить ученикам изучаемую        обсуждение  в  малых  группах,  лекцию,  дис-
            тему, а за само усвоение отвечает сам уче-      куссию или учебный фильм, для того чтобы
            ник. Ученики, не видя необходимости задей-      обеспечить усвоение содержания предмета.
            ствовать  разум,  часто  оказываются  в  «яме       3.  Возможность  полного  контроля
            пассивности».                                   над своей личностью – личностью пре-
                На  модели  2  (деятельностной)  функция    подающего. Учитель может контролировать
            учителя заключается в организации деятель-      все элементы учебного процесса, кроме од-
            ности учеников, то есть в предоставлении им     ного – учеников!
            источников  информации  и  инструментов,  с         Три  кита  педагогической  деятельности
            помощью  которых  они  будут  осваивать  со-    имеют первостепенное значение для успеш-
            держание учебного материала в собственной       ного  достижения  учениками  планируемых




                                                 Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020  / 5
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10