Page 6 - жур_Вестник_2 20
P. 6

Организация образовательного процесса







                  результатов: стиль отношения, степень вла-     обучающегося – он обусловливается харак-
                  дения содержанием предмета и способы ор-       тером самого процесса и выступает в рам-
                  ганизации процесса обучения.                   ках традиционного обучения как неразреши-
                      Плодотворный  учитель  знает,  как  обе-   мая проблема.
                  спечить  усвоение  материала  учениками,  и         Трансляция информации учителем все-
                  умело приспосабливает к ситуации свои сло-     му  классу  одновременно  не  обеспечивает
                  ва  и  действия.  Опытные  учителя  обладают   включенности каждого обучающегося. Пре-
                  настолько  глубоким  пониманием  учебного      одолеть    ограниченность    традиционного
                  процесса, что они моментально распознают       способа  организации  обучения  возможно
                  проблемы,  препятствующие  усвоению  ма-       путем  включения  обучающегося  в  процес-
                  териала,  и  прибегают  к  соответствующим     сы  совместного  обсуждения  и  совместной
                  методам  их  разрешения.  Они  понимают,       деятельности,  рефлексии  индивидуального
                  что  причина  неудач  кроется  в  них  самих,  а   и  коллективного  опыта,  что  характерно  для
                  не в классе и не в ученике! Первым шагом к     коллективных,  парных  и  индивидуальных
                  успешному разрешению проблемы является         форм обучения.
                  установление, в чем же собственно состоит          При  передаче  знаний  качество  работы
                  педагогическая  проблема.  Если  проблема      учеников  зависит  прежде  всего  от  мастер-
                  выявлена, то будет значительно легче най-      ства  и  профессионального  уровня  учителя.
                  ти правильное ее решение. Учитель должен       На коллективных занятиях обучение учащих-
                  принять на себя ответственность за помощь      ся происходит не только и не столько благо-
                  ученикам в их нуждах. Проблемы сами собой      даря воздействию учителя на класс и на са-
                  не решаются. Если мы не признаем, что от-      мого ребенка, и даже не столько вследствие
                  ветственны  за  помощь  ученикам  в  их  нуж-  индивидуальной работы учеников (хотя ее и
                  дах, они могут остаться без помощи.            предостаточно), сколько вследствие специ-
                        2. Принцип включенности                  ально организованной системы разнообраз-
                                                                 ных взаимодействий с другими участниками
                      Смысл  образования  заключается  в         учебного процесса. Потому качество работы
                  том, что, исходя из потребностей общества,     каждого ученика напрямую связано с каче-
                  выделяется  и  определяется  некоторое  об-    ством работы всех остальных (и учеников, и
                  разовательно-воспитательное       качество,    учителя).
                  носителем  которого  должен  стать  каждый
                  член  общества.  Следовательно,  результат              3. Принцип ожидания
                  общеобразовательного  процесса  должен             Ожидания учителя неизбежно влияют на
                  измеряться  не  общим  состоянием  класса,     жизнь учеников, причем это влияние может
                  а достижением каждого обучающегося. Не-        быть как положительным, так и отрицатель-
                  обходимое  условие  эффективного  воздей-      ным.  Ожидания  могут  быть  подсознатель-
                  ствия  любого  процесса  на  личность  –  это   ными или сознательными, позитивными или
                  обязательная  действенная  включенность        негативными, конструктивными или деструк-
                  личности в данный процесс.                     тивными.
                        Таким  образом,  исходной  проблемой         Не менее важно понимать, что и ученики
                  практики образования является вопрос обе-      ожидают от учителя, и в принципе, и в данный
                  спечения  действенной  включенности  каж-      момент. Чтобы понять эти ожидания, нужно
                  дого обучающегося в образовательный про-       уметь «читать» людей, подобно тому как мы
                  цесс.  Исходность  этой  проблемы  означает,   читаем книги, размышлять о тех, кого обуча-
                  что ею определяются и являются ее прямым       ем, понимать, в чем они нуждаются в данный
                  следствием  другие  трудности  и  проблемы     момент, отвечаем ли мы их нуждам.
                  общего образования.                                Как правило, ожидания учителя от своих
                       Заметим, что вопрос обеспечения дей-      учеников  формируются  на  основе  инфор-
                  ственной  включенности  в  учебно-воспита-     мации (верной или неверной), полученной в
                  тельный  процесс  каждого  обучающегося        прошлом. Сформировавшись, ожидания об-
                  не  сводится  к  вопросу  мастерства  учителя   условливают отношение учителя к ученику и
                  или  волевых  качеств  и  добрых  намерений    его ожидания.




                  6 /   Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020
   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11