Page 60 - жур_Вестник_2 20
P. 60

Методы и технологии обучения







                  Елена Анатольевна Овчинникова, преподаватель физики
                  КГБ ПОУ «Хорский агропромышленный техникум»



                   Кластер как инструмент формирования

                   метапредметных умений





                     Федеральные государственные образовательные стандарты определяют
                     в качестве требований к результатам освоения основной образовательной
                     программы наряду с личностными и предметными так называемые
                     метапредметные результаты, которые предполагают, что обучающиеся будут
                     владеть универсальными учебными умениями информационно-логического,
                     организационного характера, широким спектром умений и навыков использования
                     средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
                     преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками
                     исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и
                     сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств,
                     позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею
                     непрерывного образования и соответствуя вызовам XXI века


                      В  условиях  современного  образова-       происходят при погружении в тот или иной
                  ния,  внедрения  стандартов  третьего  поко-   текст, в том числе при усвоении понятий.
                  ления,  которые  предполагают  различные           На  уроках физики обучающиеся исполь-
                  источники  информации,  вариативные  об-       зуют различные виды кластеров на формулы
                  разовательные программы и учебники, от-        и  теорию.  Работа  над  созданием  кластера
                  крытый и противоречивый поток сведений,        используется как на мотивационно-целевом
                  учащимся  необходимо  уметь  определять        этапе, так и на этапе рефлексии, может быть
                  суть  проблемы  и  альтернативные  пути  ее    способом мотивации мыслительной деятель-
                  творческого  решения,  отделять  главное  от   ности до изучения тем или формой система-
                  существенного в тексте и уметь концентри-      тизации информации по итогам прохождения
                  роваться на нем. Наряду с традиционными        материала. В зависимости от цели можно ор-
                  приемами прочтения и логической обработ-       ганизовать  индивидуальную  самостоятель-
                  ки текста необходимо знакомить учащихся        ную  работу  или  коллективную  деятельность
                  с иными способами работы с источниками.        в виде общего совместного обсуждения. Для
                  Современные  технологии    обучения  пред-     педагога  важно  не  просто  способствовать
                  лагают  различные  средства  работы  над       усвоению понятия обучающимися, а прямо и
                  понятиями: дерево понятия, интеллектуаль-      активно управлять этим процессом.
                  ная  карта,  кластер,  денотатный  граф,  ло-      Для  управления  процессом  формиро-
                  гико-смысловая  модель  и  другие.  Все  они   вания  правильных  понятий  преподавателю
                  исключают  бездумные  механические  про-       необходимо,  во-первых,  вместе  с  обучаю-
                  цессы запоминания, активизируя операции        щимися выделить  соответствующие  суще-
                  логического  мышления  для  организации        ственные  свойства  объектов,  во-вторых,
                  поиска информации и ее критической оцен-       показать их значение для решения опреде-
                  ки. Кластер – это тоже способ графической      ленных задач. Кластерная схема не является
                  организации, позволяющий сделать нагляд-       строго логической и позволяет охватить из-
                  ными те мыслительные процессы, которые
                                                                 быточный объем информации. Кластеры по




                  60 /  Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020
   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65