Page 60 - жур_Вестник_2 20
P. 60
Методы и технологии обучения
Елена Анатольевна Овчинникова, преподаватель физики
КГБ ПОУ «Хорский агропромышленный техникум»
Кластер как инструмент формирования
метапредметных умений
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют
в качестве требований к результатам освоения основной образовательной
программы наряду с личностными и предметными так называемые
метапредметные результаты, которые предполагают, что обучающиеся будут
владеть универсальными учебными умениями информационно-логического,
организационного характера, широким спектром умений и навыков использования
средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, базовыми навыками
исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств,
позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею
непрерывного образования и соответствуя вызовам XXI века
В условиях современного образова- происходят при погружении в тот или иной
ния, внедрения стандартов третьего поко- текст, в том числе при усвоении понятий.
ления, которые предполагают различные На уроках физики обучающиеся исполь-
источники информации, вариативные об- зуют различные виды кластеров на формулы
разовательные программы и учебники, от- и теорию. Работа над созданием кластера
крытый и противоречивый поток сведений, используется как на мотивационно-целевом
учащимся необходимо уметь определять этапе, так и на этапе рефлексии, может быть
суть проблемы и альтернативные пути ее способом мотивации мыслительной деятель-
творческого решения, отделять главное от ности до изучения тем или формой система-
существенного в тексте и уметь концентри- тизации информации по итогам прохождения
роваться на нем. Наряду с традиционными материала. В зависимости от цели можно ор-
приемами прочтения и логической обработ- ганизовать индивидуальную самостоятель-
ки текста необходимо знакомить учащихся ную работу или коллективную деятельность
с иными способами работы с источниками. в виде общего совместного обсуждения. Для
Современные технологии обучения пред- педагога важно не просто способствовать
лагают различные средства работы над усвоению понятия обучающимися, а прямо и
понятиями: дерево понятия, интеллектуаль- активно управлять этим процессом.
ная карта, кластер, денотатный граф, ло- Для управления процессом формиро-
гико-смысловая модель и другие. Все они вания правильных понятий преподавателю
исключают бездумные механические про- необходимо, во-первых, вместе с обучаю-
цессы запоминания, активизируя операции щимися выделить соответствующие суще-
логического мышления для организации ственные свойства объектов, во-вторых,
поиска информации и ее критической оцен- показать их значение для решения опреде-
ки. Кластер – это тоже способ графической ленных задач. Кластерная схема не является
организации, позволяющий сделать нагляд- строго логической и позволяет охватить из-
ными те мыслительные процессы, которые
быточный объем информации. Кластеры по
60 / Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020