Page 61 - жур_Вестник_2 20
P. 61

Методы и технологии обучения







            теории использую не так часто, для система-          • попытаться установить связи между
            тизации материала или при изучении нового,          отдельными блоками и/или «веточками»
            так как чаще использую в последнее время            кластера и соединить их стрелками
            учебные проекты. А без кластеров на форму-          При  подготовке  первого  кластера  обу-
            лы не обходится ни одна контрольная работа.     чающийся прочитал текст, по-своему пере-
            Начинаем  работу  по  созданию  кластера  на    осмыслил содержание, выделил смысловые
            формулы  с  первого  урока  изучения  какой-    единицы    информации  в  информационные
            либо темы. По мере изучения материала кла-      блоки,  внес  сведения  из  дополнительного
            стер дополняется и величинами, характери-       текста,  стрелками  обозначил  связи  между
            зующими тему, и формулами.                      «веточками».
                Сначала составляем с учащимися глос-             Таким образом, если опорный конспект
            сарий по величинам, изучаемым в конкрет-        ориентирован  на  максимально  полное  гра-
            ной  теме  и  являющимся  характеристиками      фическое  отображение  информации,  то
            изучаемой темы, затем студенты составля-        кластер  позволяет  ученикам  проявить  ин-
            ют кластер  по основным формулам для ве-        дивидуальные  особенности  в  восприятии  и
                                                            осмыслении учебной информации, отделить
            личин, характеризующих изучаемую тему. В        в ней главное от второстепенного, изменить
            глоссарии  обучающиеся  записывают  обо-        логику представления проблемы.
            значение величины, ее единицы измерения
            в системе СИ и название. Потом в кластер            Советы по работе с кластерами:
            добавляют производные формулы для тех же            1. Оцените текст, с которым будете рабо-
            величин.  Постепенно  кластер  заполняется      тать. Нужна ли в данном случае разбивка на
            формулами. Когда кластер готов, происходит      «грозди»? Можно ли выделить в тексте боль-
            обсуждение, вносятся исправления и допол-       шие и малые смысловые единицы?
            нения.  Обучающийся,  составивший  лучший           2. Помогите учащемуся, если у него воз-
            по содержанию и оформлению кластер, ста-        никли  сомнения,  выделить  эти  смысловые
            новится экспертом. Он может проверять ра-       единицы. Это могут быть  или ключевые сло-
            боты  других  учащихся,  консультировать  их,   ва, или фразы.
            помогать исправлять ошибки. Такая работа            3. Озвучьте «грозди». Пусть обучающие-
            развивает интерес к предмету, повышает са-      ся сделают презентацию своих записей.
            мооценку способностей и возможностей.               4.  Попросите  установить  связи  между
                Как готовится кластер                       «веточками»  «грозди»  и  объяснить  возник-
                 Выделяем центр – это наша тема, от нее     шие связи.
            отходят лучи – крупные смысловые единицы,           5.  Если  вы  хотите  остановиться  на  ка-
            а от них – соответствующие термины, поня-       ком-либо смысловом блоке, попросите сде-
            тия. Система кластеров охватывает большее       лать эту «веточку» ярче.
            количество информации, чем учащиеся по-              В начале следующего занятия обучаю-
            лучают при обычной письменной работе.           щиеся в парах знакомятся с работами друг
                При подготовке кластера работа с учеб-      друга,  по  очереди  озвучивают  отдельные
            ником развивается по такому плану:              «гроздья», отвечают на уточняющие вопросы
                                                            «коллеги-эксперта».  В  результате  каждый
                  • прочесть текст учебника и выделить в нем   обучающийся  может  продемонстрировать
                необходимый материал: определения,          не только знание новой темы, но и умения:
                свойства, характеристики, необходимые
                формулы                                          • ясно и доходчиво объяснять новый материал
                  • после обсуждения и уточнения                 • применять кластер для решения задач
                формулировок смысловых блоков на листе          При  работе  над  кластерами  у  обучаю-
                бумаги в прямоугольных (или овальных,       щихся происходит:
                даже в фигурных)  рамках записать                • развитие  когнитивных качеств (умения
                принятые названия                               устанавливать причинно-следственные
                  • на основе текста вокруг каждой рамки в      связи, обобщать, обрабатывать
                кружках (это «веточки» кластера) кратко         информацию)
                вписать сведения, соответствующие                • развитие креативности (гибкость ума,
                смысловым блокам                                творчество, чуткость к противоречиям)




                                                 Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020 / 61
   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66