Page 61 - жур_Вестник_2 20
P. 61
Методы и технологии обучения
теории использую не так часто, для система- • попытаться установить связи между
тизации материала или при изучении нового, отдельными блоками и/или «веточками»
так как чаще использую в последнее время кластера и соединить их стрелками
учебные проекты. А без кластеров на форму- При подготовке первого кластера обу-
лы не обходится ни одна контрольная работа. чающийся прочитал текст, по-своему пере-
Начинаем работу по созданию кластера на осмыслил содержание, выделил смысловые
формулы с первого урока изучения какой- единицы информации в информационные
либо темы. По мере изучения материала кла- блоки, внес сведения из дополнительного
стер дополняется и величинами, характери- текста, стрелками обозначил связи между
зующими тему, и формулами. «веточками».
Сначала составляем с учащимися глос- Таким образом, если опорный конспект
сарий по величинам, изучаемым в конкрет- ориентирован на максимально полное гра-
ной теме и являющимся характеристиками фическое отображение информации, то
изучаемой темы, затем студенты составля- кластер позволяет ученикам проявить ин-
ют кластер по основным формулам для ве- дивидуальные особенности в восприятии и
осмыслении учебной информации, отделить
личин, характеризующих изучаемую тему. В в ней главное от второстепенного, изменить
глоссарии обучающиеся записывают обо- логику представления проблемы.
значение величины, ее единицы измерения
в системе СИ и название. Потом в кластер Советы по работе с кластерами:
добавляют производные формулы для тех же 1. Оцените текст, с которым будете рабо-
величин. Постепенно кластер заполняется тать. Нужна ли в данном случае разбивка на
формулами. Когда кластер готов, происходит «грозди»? Можно ли выделить в тексте боль-
обсуждение, вносятся исправления и допол- шие и малые смысловые единицы?
нения. Обучающийся, составивший лучший 2. Помогите учащемуся, если у него воз-
по содержанию и оформлению кластер, ста- никли сомнения, выделить эти смысловые
новится экспертом. Он может проверять ра- единицы. Это могут быть или ключевые сло-
боты других учащихся, консультировать их, ва, или фразы.
помогать исправлять ошибки. Такая работа 3. Озвучьте «грозди». Пусть обучающие-
развивает интерес к предмету, повышает са- ся сделают презентацию своих записей.
мооценку способностей и возможностей. 4. Попросите установить связи между
Как готовится кластер «веточками» «грозди» и объяснить возник-
Выделяем центр – это наша тема, от нее шие связи.
отходят лучи – крупные смысловые единицы, 5. Если вы хотите остановиться на ка-
а от них – соответствующие термины, поня- ком-либо смысловом блоке, попросите сде-
тия. Система кластеров охватывает большее лать эту «веточку» ярче.
количество информации, чем учащиеся по- В начале следующего занятия обучаю-
лучают при обычной письменной работе. щиеся в парах знакомятся с работами друг
При подготовке кластера работа с учеб- друга, по очереди озвучивают отдельные
ником развивается по такому плану: «гроздья», отвечают на уточняющие вопросы
«коллеги-эксперта». В результате каждый
• прочесть текст учебника и выделить в нем обучающийся может продемонстрировать
необходимый материал: определения, не только знание новой темы, но и умения:
свойства, характеристики, необходимые
формулы • ясно и доходчиво объяснять новый материал
• после обсуждения и уточнения • применять кластер для решения задач
формулировок смысловых блоков на листе При работе над кластерами у обучаю-
бумаги в прямоугольных (или овальных, щихся происходит:
даже в фигурных) рамках записать • развитие когнитивных качеств (умения
принятые названия устанавливать причинно-следственные
• на основе текста вокруг каждой рамки в связи, обобщать, обрабатывать
кружках (это «веточки» кластера) кратко информацию)
вписать сведения, соответствующие • развитие креативности (гибкость ума,
смысловым блокам творчество, чуткость к противоречиям)
Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020 / 61