Page 65 - жур_Вестник_2 20
P. 65
Методы и технологии обучения
Людмила Михайловна Цыбульник, преподаватель русского языка и литературы
КГБ ПОУ «Хабаровский техникум техносферной безопасности и промышленных технологий»
Как вернуть студентам мотивацию
к изучению литературы,
или Чему учат писатели
Считается, что современная молодежь мало интересуется литературой. Как
вернуть интерес подрастающего поколения к книгам, чтению художественной
литературы? Сделать это непросто, однако, если предпринимать
целенаправленные шаги, ситуацию можно изменить к лучшему
Преподавателям литературы, находя- Дальнейшим этапом приобщения к чте-
щимся во временном ограничении (про- нию стало эмоциональное воздействие на
грамму 10–11-х классов необходимо слушателей посредством знакомства с про-
компактно уложить в один год), приходится изведением о подростках современного
применять особые педагогические техноло- писателя, лауреата премии «Студенческий
гии, чтобы вызвать интерес к литературе у Букер» А.В. Геласимова «Нежный возраст»
студентов, выбравших далеко не филологи- (2004), что поставило преподавателя и
ческие специальности. Поэтому важно с са- студентов по одну сторону проблемы. Услы-
мого первого урока использовать элементы шанное вызвало отклик в сердцах молодых
разных технологий организации учебно-вос- людей, желание обменяться мнениями: по-
питательного процесса – предметно-ориен- зиции старшего и младшего поколений
тированного, личностно ориентированного определены. Таким образом был налажен
обучения и сотрудничества. контакт, и сокращено время адаптации но-
В свое время русский писатель и исто- вичков к студенческой среде.
риограф Н.М. Карамзин писал о значении Мотивацией к изучению литературы, са-
книг: «Обращение с книгами приготовляет мостоятельному прочтению на первых порах
к обращению с людьми. И то и другое равно небольших произведений служат индивиду-
необходимо». Комментарий к данному вы- альные задания, благодаря которым студент
сказыванию настраивает студентов на раз- осознает свою значимость в процессе изуче-
говор с преподавателем о предметных про- ния литературы, а также ощущает поддержку
блемах, причинах неуспеха в литературе во преподавателя.
время обучения в школе. Доброжелательное Стимулировать позитивное отношение к
общение, короткая анкета способствуют до- дисциплине «Литература» позволяет разно-
стоверным ответам на вопросы. Так, студен- образный набор приемов и методов, состав-
ты выразили желание начать процесс обуче- ляющий педагогическую копилку опытного
ния в Хабаровском техникуме техносферной преподавателя. В частности, проведение
безопасности и промышленных технологий внеклассных мероприятий с литератур-
с «чистого листа», назвали авторов и произ- ной тематикой. В ноябре 2019 года было
ведения, прочитанные самостоятельно. Хотя организовано заседание литературной гости-
перечень прочитанного не особенно порадо- ной «Он был рожден для них, для тех надежд,
вал преподавателя, готовность студентов к поэзии и счастья…», посвященное 205-й
диалогу вселила определенную уверенность, годовщине со дня рождения М.Ю. Лермон-
что ориентир выбран верный. това. Для многих студентов данная форма
Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020 / 65