Page 7 - жур_Вестник_2 20
P. 7
Организация образовательного процесса
Существует четыре возможных источни- • не дают никаких подсказок и отказываются
ка наших ожиданий. повторить или перефразировать вопрос
Первый из них – внешний вид. Не- • на вопросы этого ученика отвечают коротко
которые такие ожидания могут быть и не слишком содержательно
оправданными, в то время как другие явля- • если ученик отвечает неправильно,
ются ложными. перебивают его быстрее, чем других
Вторым источником наших ожиданий учеников
является репутация. Например, однажды в • чаще критикуют за плохие результаты
учительской учитель слышит от кого-то: «Не • реже хвалят за успешное выполнение
могу дождаться конца учебного года – тогда заданий
я наконец-то избавлюсь от Степкина. В сле- • в случаях, когда трудно решить, какую оценку
дующем году он перейдет к вам в класс – это поставить, отдают предпочтение более
будет просто кошмар, вот увидите». низкой оценке
Третьим источником ожиданий являют- • чаще задают задания, не требующие
ся личные дела – папки, содержащие инфор- творческого подхода
мацию обо всех прошлых достижениях уча- В личном общении с таким учеником учи-
щихся. теля с низким уровнем ожиданий проявляют
Четвертым источником являются взаи- следующие тенденции:
моотношения. В ходе их учитель ожидает от • не высказывают своего мнения
ученика определенных форм поведения. (позитивного) об ответах ученика на уроке
Ученик очень чутко реагирует на «им- • проявляют меньше внимания и реже к нему
пульсы позитивной или негативной энергии», обращаются
исходящей от учителя, и поневоле оправды- • реже завязывают с ним дружеские беседы
вает ожидания преподавателя. Возможно, • меньше улыбаются и редко используют для
учитель не сказал ему ни слова, но тот чув- поощрения физическое прикосновение
ствует что-то неладное в его жестикуляции, • стараются реже встречаться с ним взглядом
взгляде и интонации, в том, как учитель отве- Если ожидания нереалистично высо-
чает на вопросы, как обращается с ним до и ки, человек может оказаться неспособным
после занятия, и отвечает соответствующим оправдать их и, вероятно, постоянно будет
поведением. чувствовать себя неудачником. Аналогич-
Ожидания влияют как на отношение учи- ным образом, если ожидания занижены или
теля к ученикам (внутренний аспект), так и негативны, ученик может потерять всякий
на его поведение (внешний аспект). Если по- интерес к учебе и показывать значительно
наблюдать за тем, как учитель ведет себя с худшие результаты, чем мог бы. Такие нере-
разными учениками, то на основании его алистичные ожидания могут разбить жизнь
жестов, взглядов, интонации, замечаний, ко- человека.
торые он делает, можно определить, чего он Ожидания, направляемые любовью, при-
ожидает от каждого из них. дают людям огромную силу. Главной моти-
Исследования влияния ожиданий учите- вацией желания помочь другому человеку
ля на то, как он преподает, выявили следую- раскрыть себя должна быть любовь к этому
щие тенденции поведения в отношении уче- человеку. Многие люди достигают успеха
ников, с которыми у учителя связан низкий благодаря тому, что в них верили и поддер-
уровень ожиданий: живали их.
• дают меньше времени на ответ 4. Принцип сохранения
• реже спрашивают Чтобы обеспечить сохранение материа-
• неправомерно заостряют внимание на ла, учитель должен сосредотачивать внима-
неверном ответе ние учеников на наиболее важном, ибо не
• слишком поспешно отвечают на вопрос все сведения в равной степени важны. Если
учитель берет на себя ответственность за ус-
сами или вызывают другого ученика
воение материала, он должен взять на себя
Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020 / 7