Page 7 - жур_Вестник_2 20
P. 7

Организация образовательного процесса







                Существует четыре возможных источни-             • не дают никаких подсказок и отказываются
            ка наших ожиданий.                                  повторить или перефразировать вопрос
                Первый  из  них  –  внешний  вид.  Не-           • на вопросы этого ученика отвечают коротко
            которые  такие  ожидания  могут  быть               и не слишком содержательно
            оправданными, в то время как другие явля-            • если ученик отвечает неправильно,
            ются ложными.                                       перебивают его быстрее, чем других
                Вторым  источником  наших  ожиданий             учеников
            является  репутация.  Например,  однажды  в          • чаще критикуют за плохие результаты
            учительской учитель слышит от кого-то: «Не           • реже хвалят за успешное выполнение
            могу дождаться конца учебного года – тогда          заданий
            я наконец-то избавлюсь от Степкина. В сле-           • в случаях, когда трудно решить, какую оценку
            дующем году он перейдет к вам в класс – это         поставить, отдают предпочтение более
            будет просто кошмар, вот увидите».                  низкой оценке
                Третьим источником ожиданий являют-              • чаще задают задания, не требующие
            ся личные дела – папки, содержащие инфор-           творческого подхода
            мацию обо всех прошлых достижениях уча-             В личном общении с таким учеником учи-
            щихся.                                          теля с низким уровнем ожиданий проявляют
                Четвертым источником являются взаи-         следующие тенденции:
            моотношения. В ходе их учитель ожидает от            • не высказывают своего мнения
            ученика определенных форм поведения.                (позитивного) об ответах ученика на уроке
                Ученик  очень  чутко  реагирует  на  «им-        • проявляют меньше внимания и реже к нему
            пульсы позитивной или негативной энергии»,          обращаются
            исходящей от учителя, и поневоле оправды-            • реже завязывают с ним дружеские беседы
            вает  ожидания  преподавателя.  Возможно,            • меньше улыбаются и редко используют для
            учитель не сказал ему ни слова, но тот чув-         поощрения физическое прикосновение
            ствует что-то неладное в его жестикуляции,           • стараются реже встречаться с ним взглядом
            взгляде и интонации, в том, как учитель отве-       Если  ожидания  нереалистично  высо-
            чает на вопросы, как обращается с ним до и      ки,  человек  может  оказаться  неспособным
            после занятия, и отвечает соответствующим       оправдать  их  и,  вероятно,  постоянно  будет
            поведением.                                     чувствовать  себя  неудачником.  Аналогич-
                Ожидания влияют как на отношение учи-       ным образом, если ожидания занижены или
            теля  к  ученикам  (внутренний  аспект),  так  и   негативны,  ученик  может  потерять  всякий
            на его поведение (внешний аспект). Если по-     интерес  к  учебе  и  показывать  значительно
            наблюдать за тем, как учитель ведет себя с      худшие результаты, чем мог бы. Такие нере-
            разными  учениками,  то  на  основании  его     алистичные ожидания могут разбить жизнь
            жестов, взглядов, интонации, замечаний, ко-     человека.
            торые он делает, можно определить, чего он          Ожидания, направляемые любовью, при-
            ожидает от каждого из них.                      дают  людям  огромную  силу.  Главной  моти-
                Исследования влияния ожиданий учите-        вацией  желания  помочь  другому  человеку
            ля на то, как он преподает, выявили следую-     раскрыть себя должна быть любовь к этому
            щие тенденции поведения в отношении уче-        человеку.  Многие  люди  достигают  успеха
            ников, с которыми у учителя связан низкий       благодаря тому, что в них верили и поддер-
            уровень ожиданий:                               живали их.
                  • дают меньше времени на ответ                    4. Принцип сохранения
                  • реже спрашивают                             Чтобы обеспечить сохранение материа-
                  • неправомерно заостряют внимание на      ла, учитель должен сосредотачивать внима-
                неверном ответе                             ние  учеников  на  наиболее  важном,  ибо  не
                  • слишком поспешно отвечают на вопрос     все сведения в равной степени важны. Если
                                                            учитель берет на себя ответственность за ус-
                сами или вызывают другого ученика
                                                            воение материала, он должен взять на себя




                                                 Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020  / 7
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12