Page 70 - жур_Вестник_2 20
P. 70

Методы и технологии обучения







                  Марина Мартьяновна Мельничук, преподаватель гуманитарных дисциплин
                  КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»


                   Формирование профессиональной лексики

                   студентов средствами дисциплины
                   «Русский язык»




                      Речевая культура – важнейшая часть общей культуры человека. Правильная,
                      эмоциональная речь – залог достижения взаимопонимания между людьми
                      и профессионального успеха. Речевая культура придает уверенности
                      в собственных силах, помогает эффективно взаимодействовать с коллегами,
                      ориентироваться в любой жизненной ситуации. В профессиональной сфере
                      сегодня востребованы те, кто может мыслить самостоятельно, свободно
                      выстраивает свое речевое поведение в соответствии с языковыми нормами



                      К  сожалению,  далеко  не  каждый  носи-
                  тель  языка  приводит  свою  речь  в  соответ-
                  ствие  с  литературными  нормами.  Причин
                  тому немало: падение уровня общей культу-
                  ры  в  обществе,  слабое  владение  нормами
                  языка  работников  СМИ,  агрессивное  за-
                  сорение  языка  или  искажение  его  норм  в
                  сети.  Студенты  Комсомольского-на-Амуре
                  строительного колледжа не являются исклю-
                  чением. Проблемы, стоящие перед филоло-
                  гами  профессиональных  образовательных
                  организаций, усугубляются еще и тем, что у
                  будущего технического специалиста уровень
                  мотивации к изучению гуманитарных дисци-
                                                                     Второй этап – активизация и формиро-
                  плин крайне низок.                             вание речевых умений и навыков, связанных
                      Овладение  профессиональной  лекси-        с анализом, редактированием и конструиро-
                  кой  на  занятиях  русского  языка  –  один  из   ванием текстов различных стилей речи; ра-
                  эффективных способов формирования про-         бота с текстами учебных и справочных посо-
                  фессиональной  компетентности  будущего        бий по специальным дисциплинам в рамках
                  специалиста.                                   изучения  раздела  «Функциональная  стили-
                      Поэтапная работа, сложившаяся в кол-       стика»  (например,  составление  аннотации);
                  ледже, дает свои результаты.                   использование  профессиональных  текстов
                      Первый этап – развитие элементарных        в практических работах по темам «Исправ-
                  навыков    орфографической     грамотности     ление  лексических  ошибок»,  «Орфография
                  будущих  специалистов.  Словарная  работа      и  пунктуация»,  «Особенности  образования
                  на уроках – процесс постоянной исследова-      профессиональной лексики»; создание раз-
                  тельской  деятельности  студентов.  Изучая     личных типов текстов (эссе, очерк, инструк-
                  профессиональные термины, студенты-пер-        ция, памятка по технике безопасности).
                  вокурсники  уже  исследуют  мир  выбранной         Третий этап – расширение профессио-
                  ими специальности.                             нального  кругозора  студентов,  ориентация




                  70 /  Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020
   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75