Page 70 - жур_Вестник_2 20
P. 70
Методы и технологии обучения
Марина Мартьяновна Мельничук, преподаватель гуманитарных дисциплин
КГБ ПОУ «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»
Формирование профессиональной лексики
студентов средствами дисциплины
«Русский язык»
Речевая культура – важнейшая часть общей культуры человека. Правильная,
эмоциональная речь – залог достижения взаимопонимания между людьми
и профессионального успеха. Речевая культура придает уверенности
в собственных силах, помогает эффективно взаимодействовать с коллегами,
ориентироваться в любой жизненной ситуации. В профессиональной сфере
сегодня востребованы те, кто может мыслить самостоятельно, свободно
выстраивает свое речевое поведение в соответствии с языковыми нормами
К сожалению, далеко не каждый носи-
тель языка приводит свою речь в соответ-
ствие с литературными нормами. Причин
тому немало: падение уровня общей культу-
ры в обществе, слабое владение нормами
языка работников СМИ, агрессивное за-
сорение языка или искажение его норм в
сети. Студенты Комсомольского-на-Амуре
строительного колледжа не являются исклю-
чением. Проблемы, стоящие перед филоло-
гами профессиональных образовательных
организаций, усугубляются еще и тем, что у
будущего технического специалиста уровень
мотивации к изучению гуманитарных дисци-
Второй этап – активизация и формиро-
плин крайне низок. вание речевых умений и навыков, связанных
Овладение профессиональной лекси- с анализом, редактированием и конструиро-
кой на занятиях русского языка – один из ванием текстов различных стилей речи; ра-
эффективных способов формирования про- бота с текстами учебных и справочных посо-
фессиональной компетентности будущего бий по специальным дисциплинам в рамках
специалиста. изучения раздела «Функциональная стили-
Поэтапная работа, сложившаяся в кол- стика» (например, составление аннотации);
ледже, дает свои результаты. использование профессиональных текстов
Первый этап – развитие элементарных в практических работах по темам «Исправ-
навыков орфографической грамотности ление лексических ошибок», «Орфография
будущих специалистов. Словарная работа и пунктуация», «Особенности образования
на уроках – процесс постоянной исследова- профессиональной лексики»; создание раз-
тельской деятельности студентов. Изучая личных типов текстов (эссе, очерк, инструк-
профессиональные термины, студенты-пер- ция, памятка по технике безопасности).
вокурсники уже исследуют мир выбранной Третий этап – расширение профессио-
ими специальности. нального кругозора студентов, ориентация
70 / Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020