Page 71 - жур_Вестник_2 20
P. 71

Методы и технологии обучения







                                                                Важно привить первокурсникам навыки
                                                            работы со справочной литературой – лингви-
                                                            стическими и техническими словарями.
                                                                В  разделе  «Синтаксис»  дидактическим
                                                            материалом  могут  служить  типичные  для
                                                            данной  специальности  словосочетания  и
                                                            стандартные тексты.
                                                                Работа  над  стилями  русского  литера-
                                                            турного  языка  предполагает  более  осно-
                                                            вательное  ознакомление  студентов  с  осо-
                                                            бенностями  научного,  публицистического
                                                            и  официально-делового  стилей  речи.  При
                                                            этом  вполне  естественно  и  даже  предпо-
                                                            чтительно  привлечение  текстов  професси-
            на успешную защиту курсовых и дипломных         онально значимых для студентов образова-
            проектов.  Работа  с  текстовым  материалом     тельного учреждения. Студенты способны не
            по истории развития специальности, об ин-       только  проанализировать  предоставленные
            новациях в профильной области, реализация       им  материалы,  но  и  сконструировать  текст
            речевой деятельности в подготовке к публич-     в определенном стиле, используя уже нако-
            ному выступлению (самопрезентация).             пленный словарный минимум по профессии.
                Четвертый  этап  –  развитие  творческих    На своих уроках мы обращаемся к инструк-
            способностей  будущего  специалиста.  Во-       циям и памяткам по технике безопасности.
            влечение одаренных студентов в процесс со-
            творчества с преподавателем, в творческие
            группы  для  участия  в  конкурсах  и  олимпи-
            адах,  научно-практических  конференциях,
            развитие готовности к решению нестандарт-
            ных задач.
                Совокупность названных условий поло-
            жительно влияет не только на усиление мо-
            тивации к изучению русского языка, но и, как
            следствие, – к профессии.
                Обращение  к  профессии  возможно  в
            рамках реализации большей части учебного
            материала.  Так,  повторяя  разделы  «Лекси-
            ка» и «Словообразование», для анализа язы-          Составление  текста  –  наиболее  важ-
            ковых  единиц  целесообразно  использовать      ный этап работы, основной частью которо-
            именно профессиональные слова. Наиболее         го  является  совершенствование  навыков
            предпочтительной формой работы является         связной  устной  речи.  Необходимо  исполь-
            создание словаря-минимума в рабочих те-         зование  актуальной  тематики,  при  которой
            традях студентов.                               есть  возможность  для    дискуссии.  Вот  в
                «Хорошо  поставленная  словарная  ра-       этом случае не всегда  уместно использова-
            бота  обеспечивает  речевое  развитие  де-      ние  материалов  только  по  специальности,
                                                            так  как  профессиональная  компетентность
            тей, способствует глубокому усвоению про-       предполагает умение пользоваться речевы-
            граммного  материала  и  служит  средством      ми  инструментами  для    реализации  целей
            идейного и нравственного воспитания уча-        общения  не  только  в  производственной,  но
            щихся», – подчеркивает Л.К. Скороход в сво-     и в культурной жизни. Сложившаяся система
            ей книге «Словарная работа на уроках рус-       работы преподавателей колледжа позволяет
            ского языка». Словарная работа позволяет        успешно  формировать  профессиональную
            вводить в активный речевой запас студен-        компетентность в области владения специ-
            тов  профессиональные  слова  (термины),        альной лексикой.
            учит правильно их использовать.



                                                 Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020 / 71
   66   67   68   69   70   71   72   73   74   75   76