Page 71 - жур_Вестник_2 20
P. 71
Методы и технологии обучения
Важно привить первокурсникам навыки
работы со справочной литературой – лингви-
стическими и техническими словарями.
В разделе «Синтаксис» дидактическим
материалом могут служить типичные для
данной специальности словосочетания и
стандартные тексты.
Работа над стилями русского литера-
турного языка предполагает более осно-
вательное ознакомление студентов с осо-
бенностями научного, публицистического
и официально-делового стилей речи. При
этом вполне естественно и даже предпо-
чтительно привлечение текстов професси-
на успешную защиту курсовых и дипломных онально значимых для студентов образова-
проектов. Работа с текстовым материалом тельного учреждения. Студенты способны не
по истории развития специальности, об ин- только проанализировать предоставленные
новациях в профильной области, реализация им материалы, но и сконструировать текст
речевой деятельности в подготовке к публич- в определенном стиле, используя уже нако-
ному выступлению (самопрезентация). пленный словарный минимум по профессии.
Четвертый этап – развитие творческих На своих уроках мы обращаемся к инструк-
способностей будущего специалиста. Во- циям и памяткам по технике безопасности.
влечение одаренных студентов в процесс со-
творчества с преподавателем, в творческие
группы для участия в конкурсах и олимпи-
адах, научно-практических конференциях,
развитие готовности к решению нестандарт-
ных задач.
Совокупность названных условий поло-
жительно влияет не только на усиление мо-
тивации к изучению русского языка, но и, как
следствие, – к профессии.
Обращение к профессии возможно в
рамках реализации большей части учебного
материала. Так, повторяя разделы «Лекси-
ка» и «Словообразование», для анализа язы- Составление текста – наиболее важ-
ковых единиц целесообразно использовать ный этап работы, основной частью которо-
именно профессиональные слова. Наиболее го является совершенствование навыков
предпочтительной формой работы является связной устной речи. Необходимо исполь-
создание словаря-минимума в рабочих те- зование актуальной тематики, при которой
традях студентов. есть возможность для дискуссии. Вот в
«Хорошо поставленная словарная ра- этом случае не всегда уместно использова-
бота обеспечивает речевое развитие де- ние материалов только по специальности,
так как профессиональная компетентность
тей, способствует глубокому усвоению про- предполагает умение пользоваться речевы-
граммного материала и служит средством ми инструментами для реализации целей
идейного и нравственного воспитания уча- общения не только в производственной, но
щихся», – подчеркивает Л.К. Скороход в сво- и в культурной жизни. Сложившаяся система
ей книге «Словарная работа на уроках рус- работы преподавателей колледжа позволяет
ского языка». Словарная работа позволяет успешно формировать профессиональную
вводить в активный речевой запас студен- компетентность в области владения специ-
тов профессиональные слова (термины), альной лексикой.
учит правильно их использовать.
Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020 / 71