Page 8 - жур_Вестник_2 20
P. 8

Организация образовательного процесса




































                  ответственность  за  отделение  главного  от   Предельный  минимум  –  это  наименьший
                  второстепенного,  научиться  «просеивать»      объем информации, необходимый ученикам
                  информацию,  предназначенную  для  учени-      для  удовлетворительного  овладения  пред-
                  ков.  Максимальное  внимание  следует  уде-    метом.  Необходимо,  чтобы  каждый  ученик
                  лять самым важным фактам.                      сначала  понял  информацию,  входящую  в
                      В бизнесе существует закон Парето, от-     предельный  минимум,  а  затем  овладел  ею.
                  ражающий  пропорцию  20/80.  Например,         Учитель должен не только определить объем
                  20%  продуктов,  выпускаемых  компанией,       предельного минимума, но и принять на себя
                                                                 всю  ответственность  за  обучение  ему  всех
                  обычно  приносят  80%  ее  прибыли.  Или  же   учеников в классе. Если предельным мини-
                  80% дел компания ведет лишь с 20% своих        мумом овладели не все ученики, значит, учи-
                  клиентов. Принцип Парето может быть при-       тель не структурировал учебный материал и
                  менен  практически  в  любой  ситуации.  Этот   не  организовал  его  изучение  надлежащим
                  принцип справедлив и по отношению к на-        образом.
                  шим  урокам:  20–30%  учебного  материала
                  заключают  в  себе  80%  реальной  пользы,         Основными     целями    дидактического
                  приносимой ученикам. Поэтому учителю сто-      структурирования являются:
                  ит при проектировании занятия определить,            • разработка такой структуры учебного
                  какие сведения составляют эти 20%, и в со-         материала, которая оказалась бы наиболее
                  ответствии с этим изменить свои приорите-          рациональной и экономной с точки зрения
                  ты. Эффективность преподавания повысит-            ее хранения в долговременной памяти
                                                                     ученика
                  ся,  если  учитель  сумеет  выделить  главную
                  информацию. Тогда он сможет вдвое сокра-             • поиск способа уплотнения (свертывания)
                  тить эту информацию и посвятить сэконом-           материала и трансформация его в наиболее
                  ленное  время  тем  видам  деятельности,  ко-      рациональную структуру
                  торые ранее занимали лишь 20% времени,               • обеспечение системности (целостности)
                  обеспечивая при этом 80% результата!               знаний и способов действий (чтобы
                                                                     учащийся видел отдельные разделы и темы
                      Задача  учителя  состоит  в  том,  чтобы       в их связях и отношениях)
                  совместно  с  учеником  определить,  какая
                  информация  является  фундаментальной,             Для того чтобы это осуществить, необ-
                  распределить время на ее освоение и при-       ходимо:
                  менение.  Тогда  не  только  учителю,  но  и         • определить составные элементы
                  ученику будет понятно, что он должен усво-         содержания учебного материала (понятия,
                  ить.  Назовем  это  предельным  минимумом.         законы, идеи, принципы, правила, способы
                                                                     действий)




                  8 /   Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13