Page 8 - жур_Вестник_2 20
P. 8
Организация образовательного процесса
ответственность за отделение главного от Предельный минимум – это наименьший
второстепенного, научиться «просеивать» объем информации, необходимый ученикам
информацию, предназначенную для учени- для удовлетворительного овладения пред-
ков. Максимальное внимание следует уде- метом. Необходимо, чтобы каждый ученик
лять самым важным фактам. сначала понял информацию, входящую в
В бизнесе существует закон Парето, от- предельный минимум, а затем овладел ею.
ражающий пропорцию 20/80. Например, Учитель должен не только определить объем
20% продуктов, выпускаемых компанией, предельного минимума, но и принять на себя
всю ответственность за обучение ему всех
обычно приносят 80% ее прибыли. Или же учеников в классе. Если предельным мини-
80% дел компания ведет лишь с 20% своих мумом овладели не все ученики, значит, учи-
клиентов. Принцип Парето может быть при- тель не структурировал учебный материал и
менен практически в любой ситуации. Этот не организовал его изучение надлежащим
принцип справедлив и по отношению к на- образом.
шим урокам: 20–30% учебного материала
заключают в себе 80% реальной пользы, Основными целями дидактического
приносимой ученикам. Поэтому учителю сто- структурирования являются:
ит при проектировании занятия определить, • разработка такой структуры учебного
какие сведения составляют эти 20%, и в со- материала, которая оказалась бы наиболее
ответствии с этим изменить свои приорите- рациональной и экономной с точки зрения
ты. Эффективность преподавания повысит- ее хранения в долговременной памяти
ученика
ся, если учитель сумеет выделить главную
информацию. Тогда он сможет вдвое сокра- • поиск способа уплотнения (свертывания)
тить эту информацию и посвятить сэконом- материала и трансформация его в наиболее
ленное время тем видам деятельности, ко- рациональную структуру
торые ранее занимали лишь 20% времени, • обеспечение системности (целостности)
обеспечивая при этом 80% результата! знаний и способов действий (чтобы
учащийся видел отдельные разделы и темы
Задача учителя состоит в том, чтобы в их связях и отношениях)
совместно с учеником определить, какая
информация является фундаментальной, Для того чтобы это осуществить, необ-
распределить время на ее освоение и при- ходимо:
менение. Тогда не только учителю, но и • определить составные элементы
ученику будет понятно, что он должен усво- содержания учебного материала (понятия,
ить. Назовем это предельным минимумом. законы, идеи, принципы, правила, способы
действий)
8 / Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020