Page 9 - жур_Вестник_2 20
P. 9

Организация образовательного процесса







                  •  выстроить эти элементы в определенных   или  иной  степени  представлены  в  програм-
                связях и отношениях, отражающих             мах  и  учебниках.  Освоение  их  обязательно,
                технологию их распознавания учащимися,      ибо их понимание определяет поведение че-
                упорядочивание и систематизацию, а также    ловека  в  отношениях  с  природой,  людьми  и
                выявление и объяснение их сущности          предметным миром, созданным людьми. Од-
                  • продумать логику учебных задач,         нако знание и даже понимание этих законов
                обеспечивающих воспроизведение              редко  приводят  к  значительному  развитию
                учащимися известных правил в измененной     ученика, если оно не подкреплено его способ-
                ситуации и продуцирование (создание новых   ностью применять их при решении професси-
                вариантов)                                  ональных, учебных и жизненных задач.
                Некоторые учителя собирают материал,
            приносят его в класс и одним махом свали-           Стандарт образования указывает на то,
            вают на учеников. Этот метод можно назвать      что учитель должен не просто излагать со-
            «методом  самосвала».  Разум  не  способен      держание учебного предмета, но обеспечи-
            воспринимать и запоминать материал, если        вать его практическое применение. Причем
            материал не был должным образом органи-         применение в нестандартной ситуации. Лю-
            зован и отформатирован.                         бое  образовательное  событие,  в  том  числе
                Более  успешно  организовать  усвоение      урок, должно быть направлено на изменение
            можно «методом упаковки» материала. Для         жизни  учеников  посредством  эффективных
            того  чтобы  занести  материал  в  компьютер,   способов применения материала. Материал
            мы  его  форматируем.  Точно  так  же,  чтобы   дается им не для информации, а для транс-
            ученики поняли и сохранили учебный мате-        формации.
            риал,  необходимо  придать  ему  определен-         Например,  история  изучается  не  для
            ный формат.                                     того, чтобы знать о событиях прошлого, а для
                Для восприятия текста человеку необхо-      того, чтобы понять закономерности истори-
            димо при чтении научиться выделять смысл,       ческого развития общества, научиться оце-
            ключевые  понятия.  Существует  множество       нивать  и  объяснять  исторические  ситуации
            способов графической организации матери-        прошлого и настоящего – это обеспечит воз-
            ала, среди них самыми распространенными         можность самоопределения в настоящем.
            являются таблицы, графики, схемы, рисунки,          Есть  огромная  разница  между  знанием
            модели, планы.                                  и изменением жизни учеников на основании
                Сохранению  информации  способствует        фактов.  Знание  само  по  себе  не  изменяет
            запоминание  учебного  материала.  Инфор-       людей.  Содержание  значимо  и  действует
            мация  запоминается  гораздо  успешнее  в       тогда, когда учитель помогает ученику найти
            том случае, если ученик полностью ее пони-      пути применения изучаемого материала.
            мает. Наиболее эффективные приемы пони-
            мания – это интерпретация и преобразова-            В  процессе  применения  содержание
            ние текста, его визуализация и обсуждение.      должно соотноситься с потребностями уча-
                Успешность     ученику   обеспечит   не     щихся.  Содержание  не  учитывает  ничьих
            использование  этих  средств  в  виде  на-      потребностей. А его применение определя-
            глядности,  а  применение  их  в  качестве      ется потребностями и способностями уче-
            инструмента при создании собственных ви-        ников. На жизнь обучающихся более всего
            зуальных образов.                               влияют те способы применения материала,
                                                            которые  в  точности  отвечают  их  важней -
                    5. Принцип применения                   шим потребностям.
                Однако  усвоение  содержания  –  это               6. Принцип потребностей
            полпути  к  цели,  потому  что  весь  смысл         Ученик  должен  осознавать  необходи-
            преподавания  заключен  в  использовании        мость  изучения  материала.  Знание  стано-
            материала.  Если  изучаемую  информацию         вится мертвым грузом, если ученик не видит
            невозможно применить на практике, то стоит      его практической ценности, а тем более если
            ли засорять ею мозги?
                                                            ее не видит и сам учитель! Если учитель не
                Убеждения формируются при усвоении          берет  на  себя  ответственность  за  то,  что-
            законов окружающего мира, которые в той         бы  помочь  ученикам  осознать  потребность




                                                 Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020  / 9
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14