Page 9 - жур_Вестник_2 20
P. 9
Организация образовательного процесса
• выстроить эти элементы в определенных или иной степени представлены в програм-
связях и отношениях, отражающих мах и учебниках. Освоение их обязательно,
технологию их распознавания учащимися, ибо их понимание определяет поведение че-
упорядочивание и систематизацию, а также ловека в отношениях с природой, людьми и
выявление и объяснение их сущности предметным миром, созданным людьми. Од-
• продумать логику учебных задач, нако знание и даже понимание этих законов
обеспечивающих воспроизведение редко приводят к значительному развитию
учащимися известных правил в измененной ученика, если оно не подкреплено его способ-
ситуации и продуцирование (создание новых ностью применять их при решении професси-
вариантов) ональных, учебных и жизненных задач.
Некоторые учителя собирают материал,
приносят его в класс и одним махом свали- Стандарт образования указывает на то,
вают на учеников. Этот метод можно назвать что учитель должен не просто излагать со-
«методом самосвала». Разум не способен держание учебного предмета, но обеспечи-
воспринимать и запоминать материал, если вать его практическое применение. Причем
материал не был должным образом органи- применение в нестандартной ситуации. Лю-
зован и отформатирован. бое образовательное событие, в том числе
Более успешно организовать усвоение урок, должно быть направлено на изменение
можно «методом упаковки» материала. Для жизни учеников посредством эффективных
того чтобы занести материал в компьютер, способов применения материала. Материал
мы его форматируем. Точно так же, чтобы дается им не для информации, а для транс-
ученики поняли и сохранили учебный мате- формации.
риал, необходимо придать ему определен- Например, история изучается не для
ный формат. того, чтобы знать о событиях прошлого, а для
Для восприятия текста человеку необхо- того, чтобы понять закономерности истори-
димо при чтении научиться выделять смысл, ческого развития общества, научиться оце-
ключевые понятия. Существует множество нивать и объяснять исторические ситуации
способов графической организации матери- прошлого и настоящего – это обеспечит воз-
ала, среди них самыми распространенными можность самоопределения в настоящем.
являются таблицы, графики, схемы, рисунки, Есть огромная разница между знанием
модели, планы. и изменением жизни учеников на основании
Сохранению информации способствует фактов. Знание само по себе не изменяет
запоминание учебного материала. Инфор- людей. Содержание значимо и действует
мация запоминается гораздо успешнее в тогда, когда учитель помогает ученику найти
том случае, если ученик полностью ее пони- пути применения изучаемого материала.
мает. Наиболее эффективные приемы пони-
мания – это интерпретация и преобразова- В процессе применения содержание
ние текста, его визуализация и обсуждение. должно соотноситься с потребностями уча-
Успешность ученику обеспечит не щихся. Содержание не учитывает ничьих
использование этих средств в виде на- потребностей. А его применение определя-
глядности, а применение их в качестве ется потребностями и способностями уче-
инструмента при создании собственных ви- ников. На жизнь обучающихся более всего
зуальных образов. влияют те способы применения материала,
которые в точности отвечают их важней -
5. Принцип применения шим потребностям.
Однако усвоение содержания – это 6. Принцип потребностей
полпути к цели, потому что весь смысл Ученик должен осознавать необходи-
преподавания заключен в использовании мость изучения материала. Знание стано-
материала. Если изучаемую информацию вится мертвым грузом, если ученик не видит
невозможно применить на практике, то стоит его практической ценности, а тем более если
ли засорять ею мозги?
ее не видит и сам учитель! Если учитель не
Убеждения формируются при усвоении берет на себя ответственность за то, что-
законов окружающего мира, которые в той бы помочь ученикам осознать потребность
Вестник образования Хабаровского края • 2 • 2020 / 9