Служебная командировка руководителей профессиональных образовательных организаций Хабаровского края в г. Нагаока, Токио (Япония) 05-10 февраля 2017 г.
В целях повышения профессиональной компетенции руководителей профессиональных образовательных организаций и студентов образовательных организаций высшего образования, а также для участия в международной стажировке победителей и эксперта IV Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Мобильная робототехника», с 05 по 12 февраля 2017 г. делегация руководителей профессиональных образовательных организаций во главе с министром образования и науки Хабаровского края посетила г. Нагаока, Токио (Япония).
Основными задачами поездки стали:
1. Организация и прохождение стажировки эксперта и победителей регионального чемпионата по компетенции «Мобильная робототехника».
2. Проведение переговоров с японской стороной о взаимодействии конкретных образовательных организаций, а также в рамках развития движения WorldSkills на территории края.
3. Знакомство с системой профессионального образования в Японии (элементы дуального обучения, материально-техническое оснащение, образовательные программы, повышение квалификации педагогов и др.)
В ходе стажировки участники делегации посетили в г. Нагаока: Национальный Технологический Институт, Колледж Нагаока; Технический университет, завод по производству станков TSUGAMI, в г. Токио: Цукубский университет, Технический институт SHIBAURA.
Во время посещения колледжа г. Нагаока состоялась презентация системы профессионального образования Хабаровского края, выдвинуты конкретные предложения по сотрудничеству. Стороны договорились о заключении рамочного соглашения, которое определит конкретные направления сотрудничества, в том числе:
- стажировка победителей и экспертов региональных чемпионатов WorldSkills Russia по «промышленным» компетенциям;
- участие японских студентов в каникулярных сменах/форумах в Хабаровском крае;
- приглашение японских мастеров в качестве лекторов-практиков в профессиональные образовательные организации края, в том числе на базе МЦК в Комсомольске-на-Амуре;
- участие японских студентов и экспертов в региональных чемпионатах профессионального мастерства.
Колледж Нагаока Национального технического института – симбиоз российских техникумов и прикладного бакалавриата. Возраст учащихся – 15-20 лет. Первые три года студенты обучаются по избранному направлению аналогично российскому колледжу. Далее у студентов есть возможность пойти сразу на третий курс университета, либо продолжить двухгодичное обучение в колледже и получить степень бакалавра.
Другими словами, система является неким учебно-производственным кластером непрерывного инженерного образования, представляющим собой четко спланированный переход от колледжа к университету. При этом практически единая материально-техническая база позволяет студентам колледжа осваивать высокотехнологичное оборудование, начиная с первого курса.
Но такая система японского образования – не единственное отличие. Практические научные исследования, выполняемые студентами по заказу муниципалитетов или предприятий,? – ещё одна особенность образования в Стране восходящего солнца.
Участники делегации наблюдали второкурсников, которые презентовали свои научные проекты. Это говорит о том, что наукой в колледжах занимаются с первого курса, причем уровень исследований сопоставим с трудами наших магистров. Например, проводилось прогнозирование вероятности затопления от атмосферных осадков и масштабов разрушений от выхода рек из русел. Для этого берутся массивы данных за 15 лет, производятся расчеты, комплексно обрабатываются в специальных программах, также учитываются иные факторы, и на основании совокупных данных делаются выводы. В ходе изучения не ведутся исключительно теоретические исследования, любая научная работа связана с практическим аспектом и проводится по запросу конкретного заказчика.
Таким образом, студент и профессор, взявший над ним шефство, работают по определенному прикладному вопросу, и продвигаться по образовательной лестнице их мотивирует заказ от предприятий. При таком подходе студенты, получая образование, одновременно участвуют в развитии промышленного производства.
В Колледже г. Нагаока прошли стажировку студенты КнАГТУ – победители IV Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Мобильная робототехника». Программа стажировки включала выполнение практических заданий под руководством наставников колледжа и касалась только программирования. Студенты познакомились с особенностями сборки автоматических машин, в которых имеются движущееся шасси с автоматически управляемыми приводами; решали комплекс задач по системе управления роботами (адаптация робота к кругу решаемых им задач, программирование движений, синтез системы управления и её программного обеспечения). Особенностью стажировки стало выполнение практических заданий совместно с японскими студентами.
Национальный Технологический Институт, Колледж Нагаока, в котором проходили стажировку студенты, является одним из 7 государственных колледжей Японии, где сформирована материально-техническая и научно-методическая базы подготовки кадров под потребности высокотехнологичных производств. Конкурс предприятий на каждого выпускника колледжа составляет 3 предприятия на 1 специалиста.
В рамках двусторонних контактов была достигнута договоренность о продолжении практики прохождения стажировок на базе колледжа.
В рамках рабочей поездки состоялся визит в Технический институт SHIBAURA в Токио и переговоры с Президентом института Masato Murakami. Стороны договорились о заключении рамочного соглашения с конкретными направлениями сотрудничества:
- стажировка победителей и экспертов региональных чемпионатов WorldSkills Russia по «промышленным» компетенциям;
- участие японских студентов в каникулярных сменах/форумах в Хабаровском крае;
- приглашение японских мастеров в качестве лекторов-практиков в профессиональные образовательные организации края, в том числе на базе МЦК в Комсомольске-на-Амуре;
- участие японских студентов и экспертов в региональных чемпионатах профессионального мастерства.
Университет в г. Цукуба является крупнейшим кампусом в Японии. Сильной стороной университета являются научные исследования в области использования суперкомпьютеров, поиска альтернативных источников энергии, телемедицины. Именно эти направления являются перспективными для совместного исследования. Обсуждались вопросы возможности организационно-научного сопровождения проектов развития в системе профессионального образования Хабаровского края, в частности, организации практического полигона Хорского агропромышленного техникума.
В рамках культурной программы представители края побывали в музеях, на выставочных комплексах, а также в научных центрах, которые демонстрируют возможности виртуального пространства и визуализации.
Вместе с тем, стороны обсудили взаимодействие учебных заведений двух стран, а также возможности обмена кадрами. В ближайшее время будут заключены рамочные соглашения, согласно которым победители региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» в промышленных компетенциях смогут стажироваться на площадках в Японии, а эксперты из Токио и Нагаока – делиться знаниями в профессиональных образовательных организациях края.
Вам также может быть интересно:
Выберите вариант регистрации как:
Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.
У Вас уже есть аккаунт на Портале?
Зарегистрируйтесь на Портале.
Выберите удобный для Вас вариант регистрации.
Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.
У Вас уже есть аккаунт на Портале?