Вторая образовательная экспедиция педагогов Хабаровского края
17 сентября – во второй раз в 2022 году – педагоги Хабаровского края при поддержке ХК ИРО отправились в образовательную экспедицию. Теперь наш путь лежал в район им. Лазо – к неолитическому памятнику – Киинские писаницы и достопримечательностям рабочего поселка Хор.
Инициативу проявили педагоги школы № 3 (Е.Е. Шипикова, директор школы, Ж.Б. Кирьянова, учитель истории, Д.Б. Кузнецов, педагог и краевед), они же придумали завлекающее название своему проекту – «В поисках танцующей девушки, или откроет ли Водяной дракон тайну Чертова Плёсо?» – и подготовили содержательную и разнообразную программу субботнего дня.
Оказалось, что название поселка Хор в переводе с удэгейского означает «черт», а история населенного пункта начинается во времена строительства Уссурийского участка Транссиба. Мы побывали у железнодорожного моста, построенного в 1892 г. и до сих пор обеспечивающего перемещение грузов и пассажиров из Москвы \ Хабаровска во Владивосток и обратно! От моста, вдоль реки Хор пролегла первая улица поселка – Пограничная, сохранились, если не дома первых переселенцев, то бревна, из которых они были сложены… Осталась традиция рядом с домом садить ель или кедр, поэтому дышится в поселке легко!
Обелиски, путь к которым лежал через заросли травы и кустарника, свидетели трагических событий времен гражданской войны, Большого террора, окончания Второй мировой войны на Дальнем Востоке. Они же – носители культурной памяти земляков о людях, трагедиях и достижениях прошлого века. Поэтому в поселке установлен Крест примирения, стилизованное надгробие на месте унесенного водами реки Хор кладбища японских военнопленных (а память о расправе с белогвардейцами сохраняется устно), на средства односельчан открыт памятник репрессированным в советские годы, сохранена надпись в основании железнодорожного моста о «царских» чиновниках и инженерах Транссиба, перенесен из заброшенного заводского района и установлен на территории школы № 3 обелиск погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Историко-культурное пространство поселка служит платформой для организации проектной деятельности, туристических походов, памятных мероприятий, в которых принимают участие старожилы, педагоги и школьники поселка Хор. Наше знакомство с ним было продолжено в стенах школы № 3 и, конкретно, в музее «Наследники». Васенина Е.Г., смотритель музея, и ученики школы – члены музейного кружка р.п. Хор рассказали об экспонатах и о том, как музей растит юных исследователи и хранителей памяти, какие мероприятия проводятся в трех тематических залах в урочное и внеурочное время. В 2021 г. педагог школы Ж.Б. Кирьянова стала победителем конкурса «История Дальнего Востока России в древности и Средневековье», а в 2022 г. она привела к победе пятиклассника М. Полетаева, который свой исследовательский проект подготовил на основе «Сундучка с каменными древностями» (читайте о краевых конкурсах на сайте Наше будущее – Хабаровский край).
После обзорной экскурсии по холлам школы, где сейчас проходят выставки осенних поделок, мы отправились к Киинским писаницам. Недалеко от трассы сделали остановку для посещения японского кладбища на Медовой сопке. Кирьянова Ж.Б. рассказала об истории этого места и о том, как старшеклассники провели здесь субботник, познакомившись с местами памяти в краевой столице (ОДОРА, Парк МИРА и др.), тематической выставкой в ХКМ им. Н.И. Гродекова и с архивными материалами Хабаровского процесса 1949 г. В научно-методическом журнале «Преподавание истории в школе» (2022 г., № 3), наряду с публикациями других педагогов Хабаровского края, есть методические разработки Ж.Б. Кирьяновой и Е.Е. Шипиковой, в основе которых локальные артефакты и «проектный метод».
Наконец, несмотря на усиливающийся дождь и распутицу, наша экспедиция совершила двухчасовой переход вдоль берега реки Хор и по скользским камням добралась до скалы, где были обнаружены рисунки на камнях, в том числе и «танцующей девушки». Археологи еще ищут «авторов» и пытаются разгадать значение этой галереи в жизни древних людей. Большой удачей была встреча с «копателями» из Археологического музея, выпускниками исторического факультета ДВГГУ (г. Хабаровск), показавшими и объяснившими многое, что не различает глаз обычного человека.
Вторая экспедиция, продолжив начатые на Волочаевской сопке и поселке Смидовичи (март 2022 г.) традиции выездных научно-практических семинаров, расширила их круг: «историческое время: с древности до наших дней», «диалоги культур по вертикали», «История и Память», проектная деятельность, участие школьников и учителей в краевых конкурсах и т.п. Кафедра теории и методики обучения будет продолжать содействовать вовлечению педагогов края в современные форматы профессионального общения и развития.
Вам также может быть интересно:
Выберите вариант регистрации как:
Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.
У Вас уже есть аккаунт на Портале?
Зарегистрируйтесь на Портале.
Выберите удобный для Вас вариант регистрации.
Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.
У Вас уже есть аккаунт на Портале?