РЕЗОЛЮЦИЯ краевой научно-практической конференции «Функциональная грамотность: вызовы, технологии, траектории, результаты»
18 августа 2022 года в краевом государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития образования» состоялась краевая научно-практическая конференция «Функциональная грамотность: вызовы, технологии, траектории, результаты».
В ходе конференции обсуждались пути решения задач, стоящих перед педагогическим сообществом в области формирования функциональной грамотности обучающихся, в том числе механизмы включения функциональной грамотности в образовательный процесс.
В работе конференции приняли участие более 120 человек: методисты муниципальных методических служб, руководители районных и школьных методических объединений, заместители директоров по воспитательной работе, учителя, педагогические работники дошкольных образовательных организаций.
В рамках конференции прошло пленарное заседание, в котором приняли участие спикеры из г. Москвы и Кировской области как в очном формате, так и с подключением онлайн. На секции представлен опыт педагогов муниципальных образований Хабаровского края (Бикинского, Вяземского, Амурского районов, Комсомольска-на-Амуре, Николаевска-на-Амуре и Хабаровска), активно использующих в педагогической деятельности технологии формирования функциональной грамотности и поделившихся своими методическими находками встраивания функциональной грамотности в образовательный процесс.
Рассмотрев широкий круг теоретических, методических, организационных вопросов, участники региональной научно-практической конференции отметили важность и значимость обозначенных задач и тенденций, согласовали и выработали рекомендации:
Министерству образования и науки Хабаровского края продолжить работу по:
- развитию региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Хабаровского края;
- созданию региональных стажировочных площадок на базе общеобразовательных организаций, имеющих эффективные управленческие, педагогические, методические практики реализации обновленных ФГОС.
Краевому государственному казенному учреждению «Региональный центр оценки качества образования» способствовать:
- повышению качества образования в регионе на основе ежегодного проведения мониторингов качества преподавания; формированию и развитию региональной системы оценки качества образования;
- разработке и совершенствованию механизмов комплексного анализа, обобщения, представления, использования региональных результатов оценочных процедур (ЕГЭ, ВПР, международных исследований) обучающихся;
- развитию механизмов управления качеством образования на уровне начального общего, основного общего, среднего общего образования через формирование и развитие школьной, муниципальной, региональной систем оценки качества;
- распространению инновационных идей других регионов по построению многоуровневых систем оценивания образовательных результатов.
Краевому государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития образования»:
1. Продолжить работу по научно-методическому, информационно-аналитическому, тьюторскому сопровождению введения обновленных ФГОС начального общего, основного общего образования, в том числе:
- расширению сети региональных стажировочных площадок, ресурсных центров по актуальным вопросам реализации ФГОС общего образования;
- использованию в курсах ПК форматов смешанного обучения с применением дистанционных технологий, электронного обучения, современных технологий; внедрению индивидуальных, групповых форм организации учебной работы;
- выявлению и представлению эффективных практик реализации основных образовательных программ;
- выявлению, обобщению педагогических практик оценочной деятельности, формированию фонда оценочных средств на уровне начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- проведению вебинаров, проблемных, модельных и проектировочных семинаров, методических консультаций по тематике реализации обновленных ФГОС общего образования;
- формированию и развитию методических, педагогических сообществ, в т.ч. сетевых, в условиях реализации ФГОС общего образования;
- организации очных рабочих встреч для заместителей директоров образовательных организаций, методистов муниципальных методических служб, представителей предметных методических объединений разных уровней.
2. Продолжить научно-методическое сопровождение развития компетенций педагогических работников, включая вопросы введения функциональной грамотности в образовательный процесс.
3. Учитывать запросы образовательных организаций и педагогов по проблемам формирования функциональной грамотности школьников при разработке модулей дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, построении индивидуальных образовательных маршрутов.
4. Обобщать и транслировать лучшие педагогические практики по использованию образовательных технологий деятельностного типа, интерактивных и продуктивных методов формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.
5. Расширять возможности межрегионального взаимодействия в решении актуальных проблем формирования функциональной грамотности обучающихся.
Муниципальным методическим службам:
1. Развивать механизмы управления качеством образования.
2. Совершенствовать муниципальную систему научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
3. Обеспечить трансляцию управленческого, методического, педагогического опыта по реализации и введению обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования, в том числе: лучших практик реализации основной образовательной программы в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций с центрами образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», центрами цифрового образования «IT-куб», модельными центрами дополнительного образования, центрами детских технопарков «Кванториум», учреждениями дополнительного образования; опыта педагогических работников Хабаровского края по обновлению содержания общего образования.
4. Обеспечить повышение мотивации управленческих команд общеобразовательных школ к участию в инновационной деятельности.
5. Стимулировать внедрение управленческими командами, методическими объединениями, педагогами общеобразовательных школ новых оценочных механизмов ФГОС.
6. Инициировать применение опыта работы образовательных организаций, входящих в краевую инновационную инфраструктуру.
7. Способствовать выявлению профессиональных дефицитов с целью непрерывного повышения квалификации педагогических работников по вопросам развития функциональной грамотности школьников.
8. Уделять больше внимания научно-методическому обеспечению преемственности целей, содержания, форм, технологий, методов и приемов, контрольно-оценочных процедур в продуктивном формировании функциональной грамотности между различными уровнями образования: дошкольным, начальным, основным и средним.
9. Активизировать информационное сопровождение педагогов края по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся.
Образовательным организациям:
1. Уделять внимание вопросам преемственности формирования функциональной грамотности обучающихся на всех уровнях образования.
2. Продолжить обобщение опыта педагогов края по разработке и реализации программ внеурочной деятельности (включая программы, направленные на формирование функциональной грамотности), элективных курсов.
3. Комплексно и в системе подходить к формированию функциональной грамотности, в частности применять практические формы организации деятельности обучающихся, методы и приемы, способствующие ее формированию на уроках и во внеурочной деятельности.
4. Совершенствовать методики и технологии формирования и развития креативного мышления, глобальных компетенций, читательской, математической, финансовой, естественнонаучной грамотности обучающихся в рамках урочных и внеурочных занятий.
5. Активизировать практику использования заданий портала «Российская электронная школа», направленных на формирование отдельных компонентов функциональной грамотности.
Участники конференции выразили уверенность, что рекомендации, выработанные по результатам работы конференции и изложенные в резолюции, будут способствовать дальнейшему развитию системы образования Хабаровского края.
Вам также может быть интересно:
Выберите вариант регистрации как:
Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.
У Вас уже есть аккаунт на Портале?
Зарегистрируйтесь на Портале.
Выберите удобный для Вас вариант регистрации.
Нажимая «Зарегистрироваться», я принимаю Политику конфиденциальности Портала и мобильного приложения.
У Вас уже есть аккаунт на Портале?