Как организовать интегрированное обучение
Комплексные занятия. Суть: воспитатель вовлекает детей в разные виды деятельности и тем самым раскрывает тему занятия. Когда проводите комплексное занятие, предлагайте дошкольникам порисовать, поиграть, послушать сказку, сделать что-то еще по теме занятия. Помимо этого, давайте детям теоретические знания из разных областей. Дошкольники освоят тему в комплексе – как теорию, так и практику.
Совет
Следите, чтобы знания на комплексном занятии дополняли друг друга.
Дети должны чувствовать взаимосвязь информации и заданий, которые вы даете. Например, после того, как поговорите с дошкольниками о правилах пожарной безопасности, предложите нарисовать плакат по теме.
Интегрированные занятия. Суть: воспитатель дает ребенку знания и задания из разных учебных областей. Все это нужно, чтобы выработать у дошкольника целостное представление о чем-то. Например, чтобы создать у ребенка полноценный образ весны, педагог подключает подходящие произведения музыки, литературы и живописи.
Чтобы интегрированные и комплексные занятия проходили эффективно, стройте их по шести принципам. Выделим их на рисунке 1.
Рисунок 1. Как строить интегрированные и комплексные занятия
Интегрированное или комплексное занятие – не всегда отдельное, это может быть и фрагмент. Например, дети вспоминают названия животных, которые начинаются на букву «к». Но если хотите сформировать у дошкольников целостный образ какого-нибудь объекта или явления, то лучше выделить на это полное занятие.
На заметку
Какие методы и приемы применять на интегрированных занятиях?
Предлагайте детям проводить сравнительный анализ, сопоставлять, искать информацию, обсуждать проблемные вопросы. Также будут полезны задания типа «Докажи», «Объясни».
Интегрированные и комплексные занятия похожи, но все же отличаются друг от друга. Конкретные отличия – в таблице ниже.
Чем отличаются комплексные и интегрированные занятия
На комплексном занятии |
На интегрированном занятии |
Одна деятельность сменяет другую. Их легко разделить |
Сложно разделить задание по видам деятельности |
Один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют |
Не определить, какая деятельность основная |
Каждое из заданий связано с общей темой, но преследует собственную цель |
Цель заданий – рассмотреть объект или явление с разных сторон |
Дети не систематизируют знания по теме |
Дети систематизируют свои знания, узнают что-то новое |
Пример
Как провести интегрированное или комплексное занятие?
Заранее подберите информационные образовательные материалы по теме. Определите области знаний, которые стоит объединить. Например, вы собираетесь познакомить детей со сказками А.С. Пушкина. Начать занятие можно с короткого, но емкого рассказа о поэте, затем прочитать детям одно из стихотворений (классика – «У Лукоморья дуб зеленый…»). В конце занятия предложите детям нарисовать кота, дуб, цепь и другие детали, которые запомнили.
В качестве темы для интегрированных и комплексных занятий можно выбрать одиночные понятия: животные, растения, природные явления, предметы быта, праздники и т. д. Можно выстроить занятие и вокруг обобщенной темы, которая включает разные термины. Например,
– лес: животные, растения, отдых;
– море: животные, растения, транспорт, развлечения;
– магазин: товары, продавцы, покупатели, цена, деньги;
– строительство: рабочие, машины, оборудование;
– музей: экспонаты, экскурсия, работники, правила поведения.
Чтобы сформировать у детей ассоциации о каком-нибудь объекте или явлении, используйте интеллект-карты. Например, вы проводите интегрированное занятие по теме "Море". Основное понятие, которое нужно раскрыть для детей, – это море. Оно бывает глубоким, менее или более соленым, в нем живут различные животные, по нему ходит разнообразный транспорт. Ребенку сложно запомнить все нюансы, которые связаны с морем. Будет проще, если их показать на схеме, добавить подходящие картинки. Пример интеллект-карты – на рисунке 2.
Если не знаете
Интеллект-карта – это логическая схема, которая отражает связи какого-нибудь понятия. Ключевой термин стоит в середине карты, и от него отходят сопутствующие понятия.
Рисунок 2. Пример интеллект-карты по теме «Море»