680011, г. Хабаровск, ул. Советская, 24, пер. Албанский 3а

+7 (4212) 56-01-16 | manager@ippk.ru






В крае реализуются основные профессиональные образовательные программы (далее – ОПОП) по ФГОС СПО перечня ТОП-50 и актуализированным ФГОС СПО – 247 ОПОП по 58 профессиям/специальностям (в предыдущем году соответственно 134 ОПОП и 53 профессии/специальности). Увеличение реализуемых ОПОП связано с переходом на обучение по ФГОС СПО перечня ТОП-50 в 25 ПОО (100 %) и по актуализированным ФГОС СПО.

С целью организационно-методического сопровождения проведен анализ 51 (в предыдущем году 109) ОПОП на соответствие требованиям ФГОС СПО по ТОП-50, актуализированных ФГОС, реализуемых в ПОО Хабаровского края впервые. Уменьшение количества анализируемых ОПОП в 2020 году связано с реализацией программ по профессиям/специальностям перечня ТОП-50 во всех 25 ПОО (100%), подведомственных МОН Хабаровского края. Большая часть ОПОП проанализирована в 2019 году.

По итогам анализа оформлены экспертные заключения с рекомендациями по каждой проанализированной ОПОП и направлены в ПОО для их корректировки.

В условиях пандемии проведено более 60 консультаций для 25 ПОО в предыдущем году соответственно 34 консультации для 15 ПОО по вопросам внесения изменений в ОПОП в условиях перехода на дистанционное обучение, для педагогических работников ПОО проведены курсы повышения квалификации «Разработка и реализация образовательных программ в среднем профессиональном образовании».

ПОО оказано методическое сопровождение по вопросам организации образовательной деятельности в условиях дистанционного обучения: внесение изменений в график учебного процесса, в учебный план, перенос учебных дисциплин/профессиональных модулей на следующий учебный год, использование технических средств и ресурсов, организация процедуры текущей и промежуточной аттестации по каждой программе, в т.ч. для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Назначены ответственные за методическое сопровождение руководящих и педагогических работников ПОО по вопросу реализации ОПОП СПО в условиях дистанционного обучения.

В рамках ежегодной августовской научно-практической конференции в режиме видеоконференции «Трансформация образования для экономики региона: управление изменениями и точки роста» участники на субтреке (среднее профессиональное образование) «Тенденции цифровой трансформации СПО» обсудили:

-     практические аспекты внедрения эффективных инструментов реализации ОПОП в учреждениях СПО в условиях перехода на режим дистанционных технологий;

-     цифровой колледж как база формирования цифровой образовательной среды профессионального образования;

-     игровые инструменты онлайн-образования: опыт применения бизнес-симуляторов в программах дистанционного образования. Как одновременно повысить вовлеченность студентов, качество обучения, производительность труда преподавателей;

-     демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия: дистанционный формат и автоматизированная оценка;

-     сетевое взаимодействие региональной сети образовательных организаций СПО по средствам создания онлайн-курса «Аддитивные технологии»;

-     цифровая дидактика профессионального образования: пандемический краш-тест и его результаты»;

-     практика реализации образовательных программ в условиях применения дистанционных технологий: опыт, проблемы, перспективы в ВО.

Для участников субтрека проведена презентация Карты ресурсов и сервисов для организации дистанционного (практического) обучения в СПО по 9 УГПС, по которым в крае созданы РУМО.

Цель разработки Карты – обеспечение новых возможностей «упаковки» программного материала и учебной деятельности под принципиально новые запросы цифровой трансформации образовательного процесса.

Результаты работы участников субтрека в минигруппах получили высокую оценку эксперта Зачесовой Е.В., Молчанова И.С., Есениной Е.Ю. По отзывам участников конференции, Карта представляет собой актуальный продукт, имеет практическую направленность и может быть рекомендована для ее использования в формате дистанционного (практического) обучения в ПОО СПО.

В рамках деятельности экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС по направлению «Цифровая дидактика профессионального образования» Карта ресурсов и сервисов размещена на сайте ФИРО РАНХиГС по ссылке: https://firo.ranepa.ru/eksperimentalnye-ploshchadki/rezultaty-deyatelnosti/106-rezultaty-deyatelnosti-eksperimentalnykh-ploshchadok/883-karta-servisov-i-resursov-habarovsk.

Для использования в учебной деятельности в условиях удаленного обучения Карта передана в ПОО края. Работа по наполнению Карты по УГПС, реализуемых в крае, продолжена.


Анализ реализации модулей для обучения по ключевым компетенциям цифровой экономики в ПОО


В соответствии с распоряжением министерства образования и науки Хабаровского края от 25 марта 2020 года №358 «О реализации регионального проекта «Кадры для цифровой экономики (Хабаровский край)» проведен мониторинг реализации модулей для обучения по ключевым компетенциям цифровой экономики в ПОО, подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края.

В 61 профессию и 93 специальности в программы УД/МДК/ПМ включены компетенции цифровой экономики.

В ОПОП введена 81 программа учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, модулей по компетенциям цифровой экономики (21 ПОО), из них:

20 профессиональных модулей (в т.ч. 13 новых дополнительных профессиональных модулей по компетенциям цифровой экономики, включенных в ОПОП, разработанных и реализованных впервые в 4 ПОО по 6 профессиям и 6 специальностям);

35 междисциплинарных курсов (в т.ч. 24 новых разработанных и реализуются впервые);

26 учебных дисциплин (в т.ч. 17 новых разработанных и реализуются впервые).

В разрезе перечня ключевых компетенций цифровой экономики в программы УД/МДК/ПМ 22 ПОО включили формирование 2-х и более компетенций, 3 ПОО по одной компетенции.

В 2020–2021 гг. освоят программы, содержащие 2 и более ключевые компетенции цифровой экономики, 2325 человек из Перечня профессий/специальностей СПО, которые не вошли в Приложение №2 к приказу Минэкономразвития России от 24.01.2020 №41.

Разработка новых профессиональных модулей и реализация образовательных программ

В рамках исполнения п.2 распоряжения министерства образования и науки Хабаровского края от 25 марта 2020 г. №358 «О реализации регионального проекта «Кадры для цифровой экономики (Хабаровский край)» проведен анализ разработанных и реализуемых в ПОО программ учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, модулей по компетенциям цифровой экономики, включенным в ОПОП по профессиям/специальностям СПО, которые не вошли в Приложение №2 к Методике расчета выпускников по СПО, утвержденной Минэкономразвития России от 24 января 2020 г. №41.

В образовательные программы 4 ПОО введено 13 новых разработанных, дополнительных профессиональных модулей по компетенциям цифровой экономики, включенным в ОПОП по 12 профессиям/специальностям: «Трёхмерное моделирование в технике», «IТ-решения для бизнеса на платформе 1С: Предприятие», «Интерактивные технологии в обучении детей дошкольного возраста», «Программные решения для бизнеса», «Цифровизация подстанций и распределительных электрических систем», «Инженерный дизайн CAD», «Обработка перевозочных документов с помощью компьютерных технологий», «Основы цифровой экономики при ведении открытых горных работ», «Основы цифровой экономики при ведении строительных и дорожных работ», «Оператор-наладчик беспилотных горнодобывающих комплексов».

В 2020 году в рамках проекта «Кадры для цифровой экономики» дополнительный профессиональный модуль по компетенции «Инженерный дизайн CAD», разработанный в предыдущем году, реализовывался в 9 ПОО.

Сформированные рабочие группы по 4 компетенциям из 9 ПОО Хабаровского края продолжают работу по разработке и внедрению дополнительных модулей в ОПОП. В 2021 году планируется разработка и апробация новых компетенций по направлению «Машиностроение» совместно с КГА ПОУ ГАСКК (МЦК).

В 2020 году проведен краевой конкурс «Лучшие практики реализации образовательных программ» для педагогических работников ПОО Хабаровского края: 29 педагогических работников из 12 ПОО Хабаровского подали 15 заявок на участие в конкурсе.

Сравнительные показатели конкурсов свидетельствуют, что несмотря на снижение заявок на участие в конкурсе, количество участников, желающих принимать участие, сохраняется несмотря на увеличение нагрузки на педагогических работников по разработке учебной (лабораторной, практической) документации при переходе на электронное обучение с применением дистанционных образовательных технологий в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.

В 2020 году продолжилось методическое сопровождение разработки образовательных программ.

С целью повышения качества разработки образовательных программ для педагогических работников, в т.ч. заместителей директоров по учебной и учебно-производственной работе, руководителей методических служб, методистов, председателей предметных (цикловых) комиссий общеобразовательного цикла, ответственных за организацию дистанционного обучения, председателей и членов РУМО, организовано и проведено 10 мероприятий, в том числе НПС – 1, семинары, семинары-совещания – 6, КПК – 2, методические объединения – 1.

60% мероприятий проведено дистанционно, в онлайн-формате. Общее количество принявших участие в обучении – 615 чел.

Основные вопросы, которые рассматривались на мероприятиях:

-     разработка и реализация образовательных программ в среднем профессиональном образовании;

-     оценка образовательных результатов и качества освоения основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования в формате демонстрационного экзамена;

-     введение модулей по компетенциям цифровой экономики в основные профессиональные образовательные программы;

реализация требований ФГОС СПО в ПОО края в условиях применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, -     распространения новой коронавирусной инфекции, снятия ограничений и завершения учебного года;

-     обеспечение качества преподавания математики и информатики в условиях реализации ФГОС СПО/СОО;

-     основные направления деятельности преподавателей общеобразовательных дисциплин в ПОО;

-     организация дистанционного обучения в ПОО с применением платформы «Цифровой колледж»;

-     выполнение мероприятий по реализации дорожной карты внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Хабаровском крае в 2019–2020 гг. в части реализации образовательных программ;

-     основные направления деятельности РУМО в Хабаровском крае.

Реализация проекта «Сетевой педагог»

Во исполнение протокола №7 расширенного заседания оперативного штаба министерства образования и науки Хабаровского края по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции от 07 апреля 2020 г. с апреля по май 2020 г. в регионе реализован онлайн-проект «Сетевой педагог». Участники проекта: руководящие и педагогические работники ПОО края, владеющие дистанционными технологиями обучения, обучающиеся ПОО, сотрудники Института.

В организации и проведении онлайн-занятий приняли активное участие руководители и педагоги 16 ПОО (ХПЭТ, НПГТ, ВМК ЦОПП, ВЛХТ, СГПТТ, ХПК, ХТТТ, ЧГТТ, ХТехнический колледж, ККТИС, КЛПТ, ХАМК, СПТ, КСК, ГАСКК МЦК, ХТГИПТ). Всего проведено 73 занятия, количество посещений составило 13532 (по состоянию на 30.05.2020). Учебные занятия для просмотра опубликованы на портале profobr27.ru. 66 педагогам, принявшим участие в подготовке и проведении открытых занятий, вручены сертификаты участника проекта «Сетевой педагог».

Результаты реализации проекта:

-     устранение дефицитов в преподавании учебных предметов/дисциплин в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции с использованием дистанционной технологии «Сетевой педагог»;

-     вовлечение в образовательный процесс в режиме онлайн обучающихся и педагогов ПОО, отработка навыков работы при реализации дистанционных технологий обучения;

апробирование дистанционной технологии «Сетевой педагог», приобретение практики применения данной технологии в крае, налаживание сетевого взаимодействия между ПОО по вопросу реализации образовательного процесса с использованием онлайн-режима.