680011, г. Хабаровск, ул. Советская, 24, пер. Албанский 3а

+7 (4212) 47-01-16 | manager@ippk.ru

Контакты работников

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ХАБАРОВСКОМ ИНСТИТУТЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (КГАОУ ДПО ХК ИРО)

 В 2022 году КГАОУ ДПО ХК ИРО будет отмечать свой 90-летний юбилей. За этой весомой датой – достойный путь, насыщенный яркими событиями и достижениями.

Хабаровский краевой институт развития образования является одним из старейших учреждений страны в системе повышения квалификации педагогических кадров. Он начинает свою историю 3 ноября 1932 года, когда в соответствии с постановлением Далькрайисполкома №1523 при Дальневосточном краевом отделе народного образования был создан Институт повышения квалификации педагогических кадров (ИПКПК). Директором института был назначен Георгий Степанович Зиморой, опытный педагог с 15-летним стажем, выпускник аспирантуры Центрального научно-исследовательского института политехнического образования. Штат института составлял 18 человек. С 1932 по 1938 годы на территории Дальневосточного края функционировал один институт повышения квалификации кадров народного образования для 8 регионов: Приморского, Уссурийского, Амурского, Зейского, Биробиджанского, Нижнеамурского, Сахалинского, Камчатского.

В год открытия института были организованы курсы для дошкольных работников, заведующих избами-читальнями, курсы подготовки в вузы и техникумы из числа бывших красных партизан и красногвардейцев, началось обучение учителей 1 и 2 ступеней. Институт начинает издавать методические пособия для учителей. К 1935 году курсовыми мероприятиями было охвачено 3133 человека.

С 1937 года институт стал проводить курсы (экстернат) для учителей начальной школы, вечерние курсы (экстернат), курсы учителей народов Севера, руководящих кадров, школьных инструкторов, учителей иностранных языков. Всего за 1937 год курсами было охвачено 3957 человек.

28 октября 1938 года приказом Наркома просвещения РСФСР Институт повышения квалификации педагогических кадров был переименован в Краевой институт усовершенствования учителей. В его структуру вошли: учебная часть, отдел по работе с учителями начальной и средней школы, административно-хозяйственная часть. Институт пополнился новыми кадрами, что позволило в 1938 году провести курсы учителей за семилетку в 62 пунктах, за среднее звено – в 17 пунктах, для учителей с высшим образованием – провести курсы во Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске. Новым направлением в работе института стало обобщение лучшего практического опыта передовых учителей из числа орденоносцев, депутатов Верховного Совета, заслуженных учителей, отличников образования. Обязательным условием было участие института в работе августовских учительских совещаний. В этот период уделяется особое внимание вопросам, актуальным для школы, среди них: повышение успеваемости учащихся и преодоление второгодничества, воспитание навыков сознательной дисциплины и подготовка учащихся к будущей практической деятельности. Архивные документы наглядно свидетельствуют о роли Краевого института усовершенствования учителей как единственного учреждения в крае, где была сосредоточена вся работа по повышению квалификации педагогических кадров и оказанию им методической помощи.

Плодотворная деятельность института в системе народного образования Дальнего Востока в эти годы позволила повысить качество образования и создать необходимые условия для перехода на всеобщее среднее образование.

В годы Великой Отечественной войны Институт усовершенствования учителей работает в соответствии с требованиями военного времени, сосредоточивает в своих руках всё методическое руководство работой учителей школ края, организует педагогические лектории, выпускает методическую литературу, пропагандирует опыт лучших учителей. За военные годы курсы прошли около 6000 работников просвещения.

В 50–60-е годы ХХ века коллектив Краевого института усовершенствования учителей решал задачи совершенствования системы повышения квалификации, была введена очно-заочная форма обучения. Институт проводит большую работу по переходу школ на новые учебные планы и программы. В этот период начинается и целенаправленная работа с руководителями школ через годичные, двухгодичные очно-заочные курсы повышения квалификации. Институтом были разработаны методические рекомендации по важнейшим темам программ, по организации самообразования и методической работе, проводились зачёты, семинары-практикумы, выставки, научно-практические конференции по различным проблемам обучения и воспитания.

В 70–80-е годы ХХ века в Краевом институте усовершенствования учителей функционировали 22 предметных кабинета, работали 36 методистов, в том числе 2 заслуженных учителя школы Российской Федерации, 10 отличников народного просвещения. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования за улучшение качества повышения квалификации педагогических кадров в 1978 году институт был награждён Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР.

В 1992 году Краевой институт усовершенствования учителей реорганизован в Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (ХК ИППК ПК). Это позволило институту из учреждения методического стать научно-методическим и учебным центром регионального развития образования. В институте создается первая научная кафедра – «Теория и практика развития образования». Значительно обновляется и расширяется деятельность института: он выступает организатором краевых научно-практических конференций, семинаров, творческих встреч с учёными и педагогами-новаторами, профессиональных конкурсов «Учитель года» и «Школа года», принимает участие в международных конференциях.

В 2009 году Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров преобразован в Хабаровский краевой институт развития образования (ХК ИРО). Деятельность института ориентируется на новый статус и новые функции. Перед организацией стоят непростые задачи: обеспечение введения стандартов нового поколения в общее и профессиональное образование; развитие исследовательской, проектной и кадровой составляющей института для превращения его в действенный инструмент модернизации системы образования края.

Деятельность ХК ИРО вплоть до 2020 года связана с непрерывным повышением квалификации и профессиональной переподготовки педагогов, образовательной и научно-методической работой, сопровождением и поддержкой инновационной деятельности образовательных организаций края, активным участием в разработке и реализации программ краевых и федеральных проектов.

За время своего существования институт пережил несколько реорганизаций однако неизменно оставался учреждением, вносящим немалый вклад в дело развития образования в регионе и стране. 18 октября 2019 года по распоряжению Правительства Хабаровского края №869-рп происходит реорганизация ХК ИРО. К институту присоединяется Хабаровский краевой институт развития системы профессионального образования Активная строка. Основной целью учреждения становится деятельность в области дополнительного профессионального образования.

Согласно распоряжению Правительства Хабаровского края от 24 сентября 2020 года №1017-рп институт получил статус автономного образовательного учреждения (в котором с 27 июля 2020 года обязанности ректора исполняла Щелкун Надежда Игнатьевна). Полное название института – краевое государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития образования».

И уже с 30 октября 2020 года ректором КГАОУ ДПО «Хабаровский краевой институт развития образования» назначена Щелкун Надежда Игнатьевна. Активная строка, кандидат педагогических наук, руководитель с многолетним опытом работы, обладатель многочисленных дипломов и наград, среди которых есть особая – в 2000 году Надежда Игнатьевна стала лауреатом премии Президента РФ в области образования.

В настоящее время Хабаровский краевой институт развития образования – ведущий образовательный и научно-методический центр в системе дополнительного профессионального образования в Дальневосточном федеральном округе. Он является оператором реализации 5 федеральных проектов, Национального проекта «Образование», поручений Президента РФ и Постановлений Правительства РФ, актов Правительства Хабаровского края и министерства образования и науки края. Институт является федеральным оператором программ Союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия), Национального центра «Абилимпикс», Национального агентства развития квалификаций, осуществляет международное и межрегиональное взаимодействие.

Приоритетными направлениями работы и дальнейшего развития учреждения являются: создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих персонализацию, вариативность, цифровизацию непрерывного профессионального развития работников образования Хабаровского края; разработка эффективных механизмов, обеспечивающих повышение качества научно-методической и инновационной деятельности; повышение эффективности деятельности института на основе проектного управления и системного развития кадрового потенциала.

За 90 лет образовательным учреждением пройден большой славный путь от института повышения квалификации педагогических кадров до ведущего образовательного и научно-методического центра в системе дополнительного профессионального образования в Дальневосточном федеральном округе, верного традициям, умеющего откликаться на вызовы сегодняшнего дня и работать на перспективу.

Сегодня институт – это высококвалифицированный коллектив, имеющий уникальные компетенции. Заложенные десятилетиями традиции бережно сохраняются и приумножаются в настоящее время теми, кто приходит на смену, создавая прочный фундамент дальнейшего развития института. История Хабаровского краевого института развития образования продолжается…

 

Трудовая биография

Надежда Игнатьевна Щелкун начинала трудовой путь учителем математики и черчения в г. Охотске. Переломным в ее судьбе стал 1986 год, когда Надежда Игнатьевна пришла в систему профессионально-технического образования – в ПТУ №1, сначала завучем, потом была назначена заместителем директора по учебно-производственной работе.

Затем Надежда Игнатьевна становится директором учебно-методического кабинета, через три года – заместителем генерального директора, а спустя еще год – первым заместителем генерального директора краевого учебно-производственного объединения профессионального образования.

В 1998 году новым местом работы Н.И. Щелкун стало министерство образования, где она получила должность первого заместителя начальника управления начального профессионального образования министерства образования Хабаровского края, а примерно через 15 лет возглавила это управление. С 2015 по 2020 годы Надежда Игнатьевна руководила Хабаровским краевым институтом развития системы профессионального образования.

 

  

Историческая справка о Хабаровском краевом институте переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования

(КГАОУ ДПО ХКИРСПО)

 

История Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования началась в 1949 году, когда приказом от 2 октября 1949 г. №275-К при краевом управлении трудовых резервов создан методический кабинет. Первым методистом и в последующем заведующим учебно-методического кабинета до 1957 года был Фридман А.Я.

Приказом краевого управления профтехобразования от 2 августа 1957 г. №163 заведующей учебно-методическим кабинетом назначена Кроик Полина Семёновна. На тот момент в штате было всего 2 человека. Учебно-методический кабинет находился в техническом училище №1.

В 1960 году система трудовых резервов переименована в систему профессионально-технического образования. В штат учебно-методического кабинета введена должность старшего методиста. Организован филиал в городе Комсомольске-на-Амуре, который возглавляла Веретенникова М.М.

Приказом краевого управления профтехобразования от 18 октября 1973 г. №296-К заведующей учебно-методическим кабинетом назначена Кодина Алла Игнатьевна. До 1979 года учебно-методический кабинет располагался в здании среднего городского профессионально-технического училища №28, а с 1979 года по 1993 год – в краевом управлении профессионально-технического образования по улице Тургенева, 60.

На основании приказа от 26 декабря 1988 г. №32-пр произошло слияние учебно-методического кабинета и краевого института усовершенствования учителей. Затем в результате реорганизации был образован Учебно-методический кабинет профтехобразования, который с 1992 года возглавила Щелкун Надежда Игнатьевна. Учреждение в это время находилось по адресу: переулок Дежнева, 15.

Учебно-методический кабинет профтехобразования становится базой научного обеспечения профессионального роста всех категорий работников, начиная с управленческого аппарата. В 1993 году создаётся психолого-педагогическая служба, в штат вводятся должности педагога-психолога и методиста. Организуется работа методических комиссий, профильных секций, семинаров, обучающих курсов, проведение контрольных работ, олимпиад, конкурсов по профессиям учащихся и мастеров. Осуществляется комплекс мероприятий по обобщению и распространению передового педагогического опыта, выпускаются бюллетени, проводятся педагогические чтения, конкурсы на лучший кабинет, мастерскую, библиотеку, общежитие. Оказывается помощь работникам училищ в создании музеев и уголков боевой славы, оформляются методические выставки, ведется подготовка к педагогическим конференциям. Разработана целевая комплексная программа управленческой деятельности. В 1994 году организована работа с училищами и лицеями края по внедрению государственных образовательных стандартов начального профессионального образования. В 1995 году началась разработка учебно-программной документации и системы контроля качества профессиональной подготовки. Проводились лекционные семинарские занятия для инженерно-педагогических работников профессиональных училищ и лицеев края с участием академика Беспалько В.П. по освоению методики объективного контроля за результатами обучения. В 1996 году осуществлено обучение группы педагогов-психологов профессиональных училищ и лицеев края в городе Новосибирске при экспериментальной площадке дифференцированного обучения с учетом латеральности. В 1998 году создаются региональные научно-методические советы по профессиям: «Автомеханик» на базе профессионального училища №40 и «Сварщик» на базе профессионального училища №30. Открываются лаборатории по направлениям деятельности краевого научно-методического центра.

Приказом от 6 июня 2000 г. №25-К директором краевого научно-методического центра начального профессионального образования назначена Бурая Наталья Юрьевна.

В период с 2001 по 2004 годы центром организуется работа краевых научно-методических советов по 9 массовым профессиям. В 2001 году психолого-педагогическая лаборатория краевого научно-методического центра принимает участие во Всероссийском исследовании учащихся начального профессионального образования «Социальный портрет учащегося профессионального училища». В 2002 году проводится семинар-практикум «Организация учебного процесса по модульной технологии обучения» для педагогических работников края по профессии «Токарь» с участием международного центра развития модульной системы обучения. Внедряется блочно-модульная программа по 9 массовым профессиям. Создаются опорные учебные заведения по информационно-коммуникационным технологиям, методической работе, курсу ОБЖ. Начинается информатизация методической службы: компьютеризированы рабочие места методистов, оборудован учебный компьютерный класс, внедрены мультимедиатехнологии при сопровождении краевых мероприятий, освоена работа в режиме интернет-конференции, создаётся информационный банк данных по направлениям работы краевого научно-методического центра.

Учрежден краевой конкурс «Мастер года», который проводится ежегодно среди мастеров производственного обучения профессиональных училищ и лицеев края.

Создан при краевом научно-методическом центре издательский центр. Выпущен первый номер журнала «Вестник начального профессионального образования Хабаровского края».

В 2004 году Краевой научно-методический центр признан победителем в краевом конкурсе в области качества, проводимом Правительством Хабаровского края совместно с Хабаровским центром стандартизации, метрологии и сертификации, Советом по предпринимательству при Губернаторе края, Дальневосточной торгово-промышленной палатой.

Распоряжением Губернатора Хабаровского края от 19 октября 2004 г. №776-р. Центр награжден дипломом лауреата и почетным знаком качества.
В 2005 году – участие в совместном российско-канадском проекте Мак Грегор в области «Домостроение», «Основы бизнеса».

Центром организовано проведение курсов повышения квалификации преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения по направлениям: «Строительство деревянных каркасных домов по канадской технологии» и «Основы бизнеса».

В соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 6 мая 2006 г. №107 «О реорганизации краевых государственных учреждений начального профессионального образования» государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Краевой научно-методический центр начального профессионального образования» и «Краевой центр лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений начального профессионального образования и учреждений профессиональной подготовки» реорганизованы путем слияния в краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых «Центр качества и научно-методического обеспечения профессионального образования кадров по рабочим профессиям».

Приоритетным направлением работы являлось повышение квалификации руководителей и работников начального и среднего профессионального образования.

В соответствии с распоряжением Губернатора Хабаровского края от 11 ноября 2008 г. №582-р краевое государственное образовательное учреждение дополнительного образования взрослых «Центр качества и научно-методического обеспечения профессионального образования кадров по рабочим профессиям» реорганизовано путем разделения на краевое государственное учреждение «Учебно-инновационный центр профессионального образования» и краевое государственное учреждение «Региональный центр оценки качества образования».

Директором краевого государственного учреждения «Учебно-инновационный центр профессионального образования» назначается Менякова Людмила Васильевна.

Деятельность «Учебно-инновационного центра профессионального образования» была направлена на внедрение новых производственных технологий, способствующих формированию рабочих и специалистов нового поколения. В это время создается информационный банк данных, содержащий сведения об учебно-производственной деятельности учреждений профессионального образования, ведется работа по исследованию потребительского рынка, разрабатывается нормативно-техническая документация, организовывается совместная учебно-производственная деятельность с образовательными учреждениями профессионального образования.

Приказом министерства образования Хабаровского края от 25 ноября 2010 г. №2291 краевое государственное учреждение «Учебно-инновационный центр профессионального образования» переименовано в краевое государственное бюджетное учреждение «Учебно-инновационный центр образования».

Распоряжением Правительства Хабаровского края от 13 февраля 2012 г. №38-рп «О реорганизации краевых государственных бюджетных учреждений в 2012 году», распоряжением министерства образования и науки Хабаровского края от 21 марта 2012 г. №578 «О реорганизации краевых государственных бюджетных учреждений» в результате реорганизации путем слияния краевого государственного бюджетного учреждения «Учебно-инновационный центр образования», краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский институт повышения квалификации кадров в области экологии и природопользования», краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой учебный центр» образовано Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования» (далее – Институт). Сокращенное наименование: КГБОУ ДПО ХКИППКСПО.

Ректором нового Института в Хабаровском крае становится Приходько Владимир Сергеевич, назначенный на должность Приказом министерства образования и науки Хабаровского края №203-лс1 от 04.06.2012.

В 2012 году Хабаровский край становится участником движения WorldSkills Russia. В ноябре 2012 года в Хабаровске проведен I Региональный открытый чемпионат профессионального мастерства World Skills Russia. 250 лучших студентов, молодых специалистов, рабочих со всего Дальнего Востока соревновались в профессиональном мастерстве. Соревнования прошли по 12 компетенциям: «Сварочное производство», «Поварское дело», «Парикмахерское дело», «Облицовка плиткой», «Кирпичная кладка», «Графический дизайн», «Системное администрирование», «Автомеханика», «Столярное ремесло», «Технический дизайн CAD», «Кондитер», «Дизайн одежды». Организаторами чемпионата выступили: Правительство Хабаровского края, министерство образования и науки Хабаровского края, Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования и Краевой молодежный центр «Платформа».

Хабаровский край становится лидером движения WorldSkills Russia на Дальнем Востоке и одним из первых в России переходит на систему подготовки кадров по стандартам международного движения.

30 июня 2015 г. Приказом министерства образования и науки Хабаровского края №206-лс1 на должность ректора краевого государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования» назначена Калачева Наталья Александровна.

Приказом министерства образования и науки Хабаровского края от 02 декабря 2015 г. № 404-лс1 на должность ректора с 07 декабря 2015 г. назначена Щелкун Надежда Игнатьевна.

Основными направлениями деятельности Института становятся: повышение профессиональной компетенции руководящих работников, специалистов и совершенствование их деловых качеств, организация и проведение профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников; проведение научно-прикладных исследований в сфере профессионального образования; прогнозирование тенденций функционирования и развития системы профессионального образования с учетом региональных социально-политических, социально-экономических, демографических и других особенностей; создание единой информационно-аналитической базы данных по функционированию и развитию системы профессионального образования Хабаровского края; прогнозирование и разработка перспективных направлений развития материально-технической и учебно-производственной базы образовательных учреждений профессионального образования Хабаровского края; развитие научно-технического потенциала педагогических работников образовательных учреждений профессионального образования; предоставление образовательных услуг специалистам (рабочим) предприятий, организаций и учреждений, государственным служащим, высвобождаемым работникам, безработным гражданам, незанятому населению по профессиям и видам деятельности, востребованным на региональном рынке труда; организация и проведение дистанционного обучения в сфере профессионального образования; проведение мониторинговых исследований в области подготовки квалифицированных кадров; реализация стратегии по повышению престижа рабочих профессий, специальностей через организацию выставочной и профориентационной деятельности; разработка и реализация дополнительных профессиональных образовательных программ в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности; осуществление в установленном порядке издательской, библиотечно-информационной деятельности; обучение и проверка знаний по охране труда работников организаций, распространение правовых знаний в части охраны труда среди работников и руководителей предприятий и организаций всех форм собственности.

По распоряжению Правительства Хабаровского края от 18 октября 2019 года №869-рп произведена реорганизация краевого государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития системы профессионального образования» в форме присоединения к краевому государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Хабаровский краевой институт развития образования».

 

 

Руководители института в разные периоды. Фотографии.


 

Фридман А.Я.

                                   


Кроик П.С.

 

Кодина А.И.

 

Щелкун Н.И.

 

Бурая Н.Ю.

 

Менякова Л.В.  

 

Приходько В.С.

 

Калачева Н.А.

 

Щелкун Н.И.