Геокэшинг

Геокэшинг (англ. geocaching от греч. γεο- — земля + англ. cache — тайник) — туристская игра, состоящая в нахождении тайников. Основная идея состоит в том, что одни игроки прячут тайники, с помощью GPS-навигаторов определяют их координаты и сообщают о них в Интернете. Другие игроки используют эти координаты и свои GPS-приемники для поиска тайников. В свою очередь, тайники могут быть как традиционными, так и виртуальными. Чаще всего тайники расположены в местах, которые представляют природный, исторический, культурный, географический интерес.

Впервые сайт с описанием и правилами геокешинга появился в России в 2002 году. Там же выкладывалась информация в местах закладки тайников. Этот сайт привлек большое количество энтузиастов. Со временем к игре приобщились не только взрослые, но даже дети дошкольного возраста.

Чаще всего тайники расположены в местах, которые представляют природный, исторический, культурный, географический интерес.

Образовательная технология «геокэшинг».

Современные технологии позволяют проводить обучение детей в виде игры, делать этот процесс интересным, творческим и значимым для участников.

Геокэшинг в дошкольной образовательной организации – это:

- увлекательная командная игра, в которой присутствует путешествие, поиск местоположения заданных объектов, умение общаться и находить в результате общения нужную информацию, решать проблему сообща;

- педагогическая технология, которая наполняет новым практическим содержанием организацию познавательной деятельности дошкольников.

То есть, необходимо понимать, что для детей геокэшинг – это игра, а для педагога – это педагогическая технология, позволяющая решать образовательные задачи.

Прообраз игры геокэшинг можно найти в детских «секретиках», известных каждому ребенку в нашей стране.

Основная идея состоит в том, что воспитатель (или часть игроков) прячут клады в тайники, другие с помощью «Карты сокровищ» находят спрятанные клады. В этой игре могут принимать участие все дети группы; они могут соревноваться в нахождении клада с другой группой детского сада или устроить соревнования между семьями.

Отличительной особенностью игры с детьми дошкольного возраста является отсутствие GPS- навигатора. В дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО) рекомендуется использовать адаптированный вариант игры – по картам и схемам.

Первый этап геокэшинга – это проведение предварительной работы:

1. Изготовление макета группы, детского сада, участка ДОО или других объектов, где планируется спрятать «клад».

Макет выполняется таким образом, чтобы объекты макета можно было свободно передвигать и убирать с основы (Рисунок 1.).

Для ребенка территория детского сада представляет собой отдельные участки: здание детского сада, веранды, клумбы, спортивная площадка и т.д. Поэтому, знакомство ребят с объектами, расположенными на территории детского сада, проводиться постепенно, например, на каждой прогулке изучается только один объект. Возвращаясь в группу, дети выставляют на макете лишь тот объект, с которым они познакомились. Таким образом, постепенно макет будет «восстановлен» полностью.



Рисунок 1. Макет «прогулочный участок группы» автор Елистратова О.В. Источник фото: Maam.ru

2. Формирование у детей умения работать с макетом, картой-схемой, определять на них местоположение различных объектов (игры-задания, обучающие ситуации).

Примеры игр-заданий.

1) Из макета убираются все объекты участка. Педагог описывает объект, не называя его, а ребята выбирают нужную часть макета (дерево, скамейку и т.п.) и размещают на основе.

2) Ребенок рассматривает макет, затем воспитатель убирает с макета один-два объекта, и ребенок должен определить, чего не хватает.

3) Объекты размещаются на макете произвольно, не на своих местах. Задача ребенка найти ошибки и расположить объекты правильно. Проверить правильность выполнения задания нужно непосредственно на территории детского сада.

Кроме игр-заданий можно использовать игровые обучающие ситуации:

дети с воспитателем придумывают условные обозначения предметов, которые будут использованы во время игры. Затем, совместно рисуют план какого-нибудь участка, используя условные обозначения. Педагог обращает внимание детей на положение предметов относительно себя и других точек отсчета.

Педагог вводит детей в игровую ситуацию (ситуация может быть связанной со сказочными персонажами), затем прячет предмет - “клад” и обозначает это место на плане. Дети, ориентируясь по плану, ищут его.

На втором этапе – подготовительном, разрабатывается сценарий игры и задания, которые дети должны выполнить в процессе поиска тайника.

Сценарий должен быть сюжетным, интересным и логичным, делать поиск клада актуальным для детей. Например, "На поиски олимпийского огня", «Освободим царевну»; «В ночь на Ивана Купала…», «Молодильные яблочки», «В поисках радуги» и др.

При разработке сценария игры, задачей которой является обнаружение тайников (а их может быть несколько) на участке детского сада, следует учитывать, что тайники могут быть самого разного вида. Наиболее распространенный (традиционный) тайник, представляет собой контейнер с крышкой, в котором находятся «сокровища» - небольшие предметы (игрушки, конфеты), а также блокнот и карандаш. Игрок должен отметиться в блокноте, забрать любой предмет из контейнера, но взамен обязан оставить равноценный или более ценный предмет. Блокнот является обязательным атрибутом тайника и содержит информацию о тайнике и его посетителях.

Третий этап – проведение игры. Следует отметить, что сначала дети учатся искать тайник по меткам и указаниям, которые им оставляют.

Для нахождения клада необходимо выполнить задачи, поставленные в сценарии игры. Иногда эти задачи заключаются в ответах на вопросы, связанные с предметом или местом тайника, иногда требует от искателя применение навыков ориентирования на местности, а в некоторых случаях заставляет игрока показывать свою эрудицию или физическую подготовку. Выполнив задания и ответив на вопросы, связанные с предметом или местом, где спрятан тайник, ребята делаются фотоснимки обнаруженного места.

Затем задача усложняется: тайники ищут по картам или схемам. На данном этапе дети с воспитателем рассматривают карту-схему и определяют маршрут к тайнику. Участники игры должны пройти по всему маршруту своей путевой карточки, выполнить задания, найти все тайники и сделать их снимки. Дети не должны стесняться обращаться за разъяснениями и дополнительной информацией к педагогу, поскольку одна из задач игры - развитие коммуникации с другими людьми. В процессе игры, у детей формируются умения логически мыслить, анализировать, совершенствуются пространственные и математические представления, расширяются знания об окружающем мире.

После «посещения» тайника, участник игры должен закрыть контейнер и поместить его на прежнее место. Тайник нужно аккуратно замаскировать, чтобы следующие игроки приложили не меньше усилий для его поиска, а также отметить на карте, где спрятан клад.

Четвертый этап - презентация результатов. На этом этапе дети с помощью педагога представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт (фотоколлаж, рисунки, аппликация и т.д.).

Геокэшинг дает возможность детям дошкольного возраста фантазировать, экспериментировать, исследовать, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, ставить цель, отбирать средства и материалы, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты на карте.

Сценарий геокэшинга «Баба Яга против»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: формирование у детей интереса к сказкам и чтению книг.

Задачи:

1. Закреплять знания по содержанию сказок.

2. Развивать коммуникативные качества детей, воображение, память, внимание, творческий потенциал

3. Создавать радостное настроение.

Предварительная работа:

1.Чтение и обсуждение сказок, просмотр художественных фильмов, рассматривание иллюстраций художников иллюстраторов: Дехтерёва Б.А., Билибина И., Поленовой Е. и др.

2.Формирование умения работать с картой.

Оборудование и материалы:

- подборка книг в книжном уголке: «Баба Яга костяная нога», «Гуси-лебеди», «Марья Моревна» и т.д.;

-подборка кино- и мультипликационных фильмов, где один из персонажей Баба Яга;

- ноутбук, мультимедийный экран для проектора, проектор, магнитофон, видео нарезка;

- аудиозапись «Выход Бабы Яги»;

- мешочек с волшебными предметами из сказок: веретено, красная шапочка, зеркало, скатерть, коврик, сапожки, колпак, волшебная палочка, клубочек, лампа, туфелька, яблоко, горшочек, блюдечко и яблоко, карта, ключи. По количеству детей - клей, кисти, ножницы, кусочки ткани, блестки, ленточки, шаблоны в виде платья, разноцветные перья, бусины, фартуки, лаборатория (фильтры из ткани, сетки, ватные диски, один большой стакан, три маленьких стакана, воронки, уголь, мутная вода);

- спортивный инвентарь: кочки, мягкие игровые модули.

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей).

Воспитатель: Сейчас зимние каникулы, время приключений и сказочных встреч. Хотите посмотреть сказку «Новогодние приключения Маши и Вити»? (Ответы детей).

Воспитатель включает детям сказку, но на экране вместо указанной сказки мелькают отрывки из разных сказок и мультипликационных фильмов.

Воспитатель: Что случилось, ничего не понимаю?

(Звучит тревожная музыка, появляется Баба Яга.)

Воспитатель: Да это же Баба Яга!

Баба Яга: Ну, здравствуйте, детишечки. Что, не получилось сказочку посмотреть? Это я вам все испортила и все сказочки перепутала!

Воспитатель: Но зачем?

Баба Яга: А почему я во всех сказках у вас злая? Мне это не нравится. Я еще и ваши книжечки все забрала и в сундук спрятала, вот так… Потому что я против всех ваших книжечек и сказочек!

(Дети смотрят на книжную полку, а там осталась только книга «Правила поведения для воспитанных детей», а сказок нет.)

Баба Яга убегает, дети замечают, что она потеряла клочок бумаги.

Воспитатель: Что это?

Дети: Может быть, это карта показывает, где Баба Яга спрятала наши сказки? Тогда мы сможем их найти и вернуть!

Воспитатель: Поторопимся, ребята, пока Баба Яга не обнаружила пропажу. Куда же мы направимся? (Ответы детей).

Дети выстраиваются в колонну по одному и направляются в группу, где их встречает плачущая Золушка.

Дети: Что случилось?

Золушка: Мне фея–крестная подарила платье для бала, а Баба Яга его испортила. Как я теперь на бал попаду…(плачет).

Дети: Не надо плакать, мы тебе поможем.

(Дети выполняют задание, украшая шаблоны в виде платья).

Золушка: Спасибо, ребята, вы мне помогли, теперь я смогу поехать на бал, а

вам за вашу доброту я отдам ключ от тайника, его здесь Баба Яга спрятала.

(Отдает ключ детям. Дети благодарят Золушку, и, сверившись с картой, продолжают свой путь).

Следующий пункт назначения – физкультурный зал.

(У «дерева» - декорированная шведская стенка, сидит «Кот ученый», очень грустный. Дети подходят, здороваются, и спрашивают у кота, не видел ли он сундук?

Кот: Нет, сундук я не видел, а вот Бабу Ягу видел. Она что-то прятала.

Дети: Где?

Кот: Я бы вам показал, но Баба Яга меня на цепь посадила, и замок заколдовала, можно его открыть, только разгадав кроссворд. Помогите мне, а то я все сказки позабыл.

Дети: Конечно, поможем.

Кот:

1.Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный.

Какой?

Ступа.

2.Болото – дом ее родной.

К ней в гости ходит Водяной.

Кикимора

3.Была она артисткой

Прекрасной, как звезда,

От злого Карабаса

Сбежала навсегда.

Мальвина

4.Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем …

Незнайка.

5.Любит есть он бутерброд

Не как все, наоборот,

Он в тельняшке, как моряк.

Звать кота, скажите, как?

Матроскин.

6.Сказку быстро вспоминай:

Персонаж в ней — мальчик Кай,

Королева Снежная

Сердце заморозила,

Но девчурка нежная

Мальчика не бросила.

Шла она в мороз, метели,

О еде забыв, постели.

Шла она на помощь другу.

Как зовут его подругу?

Герда

 

 

 

С

Т

У

П

А

 

 

К

И

К

И

М

О

Р

А

 

 

М

А

Л

Ь

В

И

Н

А

 

Н

Е

З

Н

А

Й

К

А

 

М

А

Т

Р

О

С

К

И

Н

 

 

 

Г

Е

Р

Д

А

 

 

(Дети разгадывают кроссворд, замок открывается).

Кот: Спасибо вам ребята, теперь я снова смогу ходить и рассказывать всем сказки. Баба Яга что-то за деревом прятала. Поторопитесь!

Дети ЗА «деревом» находят ключ. Благодарят Кота, сверяются с картой, и,

построившись в колонны по одному, выполняя упражнение подскоки, отправляются к следующему пункту назначения – в «лес».

(Имитация леса. В «лесу» - Витязь).

Дети: Здравствуй Витязь, ты не видел Бабу Ягу?

Витязь: Видел, она мне «живую воду» испортила, не знаю, что и делать теперь.

Дети: Мы знаем способ очистки воды и поможем тебе!

(Дети фильтруют воду, выливая последние капли из сосуда, выпадает очередной ключ).

Витязь: Ах, вот для чего Баба Яга мне воду испортила, спасибо за помощь,

Поторопитесь!

(Дети сверяются с картой, выстраиваются в колонну по одному и, выполняя

упражнение «С кочки на кочку» направляются дальше по маршруту).

На пеньке сидит печальный «Гном».

Дети: Здравствуй, Гном, что случилось?

Гном: Пробегала здесь Баба Яга и перепутала мне все предметы, а я должен

был их отнести и передать героям в сказки. Теперь я не знаю, что мне делать…

Дети: Мы тебе поможем!

Воспитатель достаёт из мешочка предметы и дети называют, из каких они сказок. На дне мешка находят еще один ключ.

Гном: Ах, вот зачем Бабе Яге понадобился мой мешочек: она в нем ключ спрятала. Возьмите его и поторопитесь. Но будьте осторожны, Баба Яга на дороге ловушки поставила.

Дети благодарят Гнома, сверяются с картой, построившись в колонну по одному, продолжают путь дальше, по лабиринту.

Музыкальный зал. В зале разбросаны мягкие игровые модули, среди них сидит «Наф-Наф».

Дети: Что случилось?

Наф-Наф: Пробегала Баба Яга и сломала домик трёх поросят. Где мы с братьями теперь будем жить?

Дети: Мы вам поможем.

Дети строят из мягких игровых модулей домик для поросят, и находят очередной ключ).

Наф-Наф: Спасибо ребята, я теперь понял, зачем Баба Яга сломала наш домик. Поторопитесь, как бы она других бед не натворила.

Дети прощаются с поросенком, берут ключ и, сверившись с картой, бегом направляются дальше по маршруту.

В медицинском кабинете детей встречает «Айболит».

Айболит: Здравствуйте, ребята, пришли лечиться?

Дети: Нет, мы не заболели, а ищем Бабу Ягу.

Айболит: Да, забегала ко мне старушка, очень торопилась, даже свой сундук

забыла. Вот посмотрите.

Дети: Это, наверное, тот сундук, куда Баба Яга наши книги спрятала.

Дети рассматривают сундук, на нем 5 замков. Пересчитав свои ключи, дети

понимают, что они от сундука и открывают сундук.

Открыв сундук, дети забирают свои книги. Взамен оставляют Бабе Яге книгу «Правила поведения для воспитанных детей» и послание: «Здравствуй Баба Яга, прочитай эту книгу и веди себя хорошо, тогда тебя будут любить все дети!».

Воспитатель: Ребята, мы нашли свои книги, теперь нам пора возвращаться в группу.

Дети прощаются с «Айболитом» и возвращаются в группу.

 

Интернет-источник:

https://xn----gtbeazlkepsj.xn--p1ai/wp-content/uploads/2018/11/BabaYagaProtiv.pdf

https://www.maam.ru/detskijsad/igrovoi-maket-progulochnyi-uchastok-grupy-druzhnaja-semeika-mbdou-cr-ds-kalinka-g-abakan.html