Фототерапия в коррекционной работе педагогов детского сада
Цель применения фототерапии: развитие памяти, внимания, тренировка визуального и понятийного мышления, развитие тонкой моторики, совершенствование навыков самоконтроля и психологических защит, раскрытие внутренних ресурсов личности и творческого потенциала, а также актуализация и проявление латентных потребностей и свойств личности. Фототерапия включает в себя те формы работы, которые можно применить с целью решения проблем адаптации. Фототерапия может использоваться в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройство аутистической сферы (далее- РАС) различной степени тяжести, в качестве способа замены вербальной формы подачи дидактики на визуальную с опорой на короткий текст-комментарий.
Основным содержанием фототерапии является создание и восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением. Фототерапия используется как вспомогательное средство для развития речи, коммуникации, нормализации поведения, для решения других коррекционных задач.
Многие дети с РАС не видят смысла заниматься той деятельностью, которая им не интересна, и отказываются от участия в ней. Дети могут настороженно относиться к новым знаниям и предпочитают выполнять уже известную и хорошо знакомую им работу. Поэтому педагогу важно уметь дозированно вводить незнакомый материал, соотнося его со знакомым, делать связь между ними более четкой и явной.
Фотография способна:
– фотография способна оживлять моменты;
– способствует активному взаимодействию с миром (через разные сенсорные системы, прежде всего зрение);
– учит принимать решения;
– делает видимыми переживания ребенка, его личностные проявления, ведь можно понять, в какой степени поза, мимика, сверстники связаны с его чувствами, переживаниями;
– позволяет «остановить мгновения» и сосредоточиться на них, помогает понять значение поступков, переживаний, как своих, так и сверстников в совершенно новом свете;
– фотография способна обеспечивать своего рода дистанцию от травматичных, а иногда непонятных переживаний и помогать контролировать их;
– способствует установлению эмоционального контакта с ребенком, необходимого для обмена чувствами и эмоциями;
– располагает к проявлению творчества, помогает ощутить уверенность в себе;
– повышает толерантность и чувство безопасности, которая необходима для выражения ребенком своего внутреннего мира;
– заниматься фототерапией можно с детьми всех возрастов, начиная с 3-х лет.
Способы применения изображений могут быть самыми разнообразными: обсуждение эстетического эффекта, произведенного ими, сочинение историй, воспоминания. Кроме того, восприятия фотоснимков могут дополняться различными видами творческой деятельности.
К примеру: рисованием, созданием коллажей, плакатов, сочинением историй, тематических подборок, созданием альбомов, работой с костюмами и гримом, танцем и др.
Рассмотрим отдельные методики фототерапии.
1. Ассоциации. Детям предлагается ряд фотографий по принципу игры в ассоциации. Если бы я был животным (книгой, зданием, игрушкой и др.), то я был бы… Снимки можно распечатать на принтере на обыкновенной бумаге, а также это может быть тематическая серия картинок, заранее вырезанных из журналов. Затем на листе ватмана, в центре располагается фотография автора будущего шедевра, а вокруг нее он располагает ассоциативные снимки.
Есть еще вариант групповой работы. Это когда каждый располагает ассоциативные фотографии по кругу, не помещая в центр свою фотографию. Задача группы – по ассоциативным снимкам угадать автора. Данная методика дает возможность увидеть себя таким, как есть, выделить характерные личностные особенности, стимулирует рефлексию.
2. Фотосессия. Предложите детям сначала подумать, какую роль (роли) они хотели бы создать. Потом, используя весь имеющийся в группе арсенал, естественно под музыку, перевоплотиться в желаемый образ. При групповой работе – деление на пары и создание взаимных фотографий в роли. Как минимум, таких фотографий должно быть три. Если это домашнее задание - сделать фотосессию дома, главная задача– постараться убедить родителей, чтобы дети получили удовольствие от процесса.
На следующий день, когда снимки будут готовы – фотографии рассматриваем, обсуждаем, делимся впечатлениями друг с другом по проигранной роли. Можно создать фотоальбом на тему «Роли, которые я играю и хотел бы сыграть».
Эта методика эффективна при наличии проблем ролевой депривации, становлении индивидуальности ребенка.
3. Творческие путешествия. Идём в интересные места: парк, сквер, музей, любой арт-объект и т.д. Можно задать точную тематику (парк, самое красивое дерево, любимый вид спорта т.п.).
Смысл в том, что можно создать целую коллекцию впечатлений, ощущений, что позволяет ребенку понять свой способ восприятия окружающей действительности. Фототерапия помогает преобразовать в нужном направлении свои чувства и эмоции, снимает напряжение, помогает выплеснуть негативные переживания, учит саморегуляции.
Упражнение с использованием фотографии при групповой работе с детьми
Детям необходимо разделиться на несколько групп. Далее предлагается создание группового коллажа, используя вырезки из журналов, и возможно, личные фотографии на определенную тему. Каждой группе необходимо рассказать о содержании своей работы. Целью такого занятия может быть снижение уровня тревоги в период адаптации.