Современные педагогические методы для коррекции детей с ранним детским аутизмом
Эти методы очень эффективны и действенны. Они направлены на развитие сенсорного восприятия и взаимодействия с людьми и с предметами, воспитание навыков самообслуживания, формирование речи.Одной из современных педагогических методов, получивших большое распространение, является «МБА терапия» – мотивация аутиста через поощрение. Есть нечто, что интересно ребенку с РДА, то есть поощрение, ребенок это сам захотел и именно в данный момент. То есть ребенок чего-то желает, специалист, видя его заинтересованность, просит взамен выполнить какое-либо действие или произнести слово. Поощрение-стимул-реакция-поощрение. Только ребенок уже заинтересован в поощрении и получит его только когда выполнит, или хотя бы попытается сделать то, что от него хотят. Необходимо научиться использовать поощрения везде и всегда, угадывать и видеть, чего желает аутичный ребенок и не давать этого просто так.
Следующей педагогической методикой коррекции детей с РДА является «FLOOR TIME – игровое время». Автор данной методики считает, что каждый нормально развивающийся ребенок проходит 6 последовательных стадий развития - начиная с интереса к миру, затем привязанность, двухсторонняя коммуникация, потом осознание себя, эмоциональные идеи, и в завершении - эмоциональное мышление. При раннем детском аутизме дети не проходят все уровни, они останавливаются на каком-либо из них. Целью этой методики является оказание помощи ребенку в прохождении всех описанных этапов развития при помощи игровой деятельности. В процессе игры специалист повторяет за ребенком все его действия, задавая ему конкретные вопросы или создавая, при этом, определенные препятствия, для того чтобы аутист, в конечном итоге, пошел на контакт. Малышу не навязываются определенные игровые идеи, развиваются предложенные им самим. Важно, что поддерживаются даже патологические и самые необычные действия, (к примеру, трение стекла, обнюхивание предметов). Взрослый делает вид, будто не понимает происходящего, побуждая ребенка, при этом, давать объяснения, то есть терапевт, тем самым, развивает его коммуникативные способности и мышление. Автор методики рекомендует не прерывать игру даже в том случае, когда ребенок начинает проявлять агрессию. Потому что он таким образом пытается учиться справляться со своими эмоциями и управлять ими.
Одной из самых известных и апробированных практически во всем мире педагогических методик является «АВВА» — методика модификации поведения, которая подходит даже для тяжелых форм раннего детского аутизма. Методика основанная на обучении ребенка функциональным и речевым навыкам. АВА-терапия подходит как для детей с расстройствами аутистического спектра, так и для детей с синдромом дауна и различными формами интеллектуальной недостаточности.
Терапия направлена на внесение в жизнь ребенка необходимых отсутствующих навыков. Основной ее принцип довольно прост: если малышу нравятся результаты и последствия его действий, то он будет с радостью их повторять. Поэтому в процессе занятий каждое достижение поощряется (похвалой, оценкой, игрушкой, конфетой), а неудача не одобряется или игнорируется.
Для того, чтобы ребенок с расстройством аутистического спектра мог справиться с заданиями, их разбивают на небольшие блоки, каждый блок содержит навык, который необходимо освоить. Со временем блоки соединяют, чтобы ребята могли решать более сложные задачи. Таким образом дети учатся слушать, воспринимать информацию, доносить до собеседника свои мысли, вести себя в разных ситуациях.
Каждое действие разучивается с аутичным ребенком сначала отдельно, а затем эти действия соединяются в цепь, образуя, при этом, уже сложное действие. Данная методика отличается от других тем, что специалист не пытается давать инициативу ребенку, а, наоборот, достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия ребенка закрепляются до автоматизма, а неправильные — строго пресекаются. Важно, что аутист может осваивать не один, а одновременно два-три не связанных между собой навыка.
Самый базовый блок выглядит примерно так:
· задание/запрос;
· реакция ребенка;
· «приз» или «наказание».
Взрослый выстраивает определенную систему новых навыков и их усложнение. В арсенале данной педагогической терапии порядка сотен программ, среди которых есть программы вербальной и невербальной имитации, понимания языка, мелкой и общей моторики, называния действий, называния предметов, и классификаций. Главная и конечная цель АВВА — дать ребенку возможность и средства для осваивания окружающего мира самостоятельно.
У детей с аутизмом нарушена способность структурировать в достаточной степени отдельные аспекты восприятия и понимать смысл происходящего. Окружающий мир кажется им хаотичным, непонятным и, следовательно, непреодолимым. Успешное внедрение помощи должно начинаться с создания структуры извне с целью обработки полученного опыта, снижения степени страха и обеспечения эффективности процесса обучения.
Целью педагогической технологии ТЕАССН (лечение и образование аутичных детей и детей с нарушением коммуникативных способностей) является то, что педагоги и родители должны создать для ребенка особую комфортную среду для его личного развития, изъяв, при этом, из нее все возможные раздражающие его факторы. День аутиста, который воспитывается по данной методике, строго подчинен расписанию, которое ребенок усваивает благодаря карточкам-подсказкам. Важно, что положение вещей в комнате не меняется и всем вещам присуждается определенное, комфортное для ребенка, место. Трудности коррекционных занятий состоят в длительности этапа адаптации аутичного ребенка и в установления контакта с педагогом. Побуждение к действию или нажим крайне недопустимы.
Подход ТЕАССН в работе с детьми с рас в детском саду
Структурированное обучение
Создание структуры должно быть помощью, а не сужением свободы действий ребенка с аутизмом. Она должна делать окружающий мир более предсказуемым и понятным, препятствовать возникновению неуверенности и потере ориентации, повышать степень самостоятельности.
Визуальная структура
В первую очередь любая помощь по структурированию должна предлагаться в визуальной форме. Таким образом, учитываются сильные стороны людей с аутизмом: ярко выраженное визуальное восприятие, следствием которого является то, что эти люди обладают часто намного лучшей чем мы способностью замечать даже самые мельчайшие изменения. С другой стороны, обычное для нас основное средство коммуникации - речь - им часто непонятна. Это касается даже тех детей с аутизмом, которые обладают нормальными умственными и речевыми способностями. Речь мимолетна и абстрактна. С помощью речи обычно в быстром темпе сообщается слишком много информации. Визуальная информация, напротив, остается видимой, она очень конкретна и ограничивается только самым существенным. Визуальная структура выражается в форме визуальной организации, например, в организации пространства по функциональным зонам или при знакомстве с материалами для работы. Инструкции также даются в визуальной форме, например, письменно, в виде рисунков, шаблонов или образцов. Понятность можно обеспечить размещением пиктограмм на ящиках шкафов, дверях помещений и т. д.
Структурирование включает в себя три области:
· пространственная структура,
· временная структура
· структура деятельности.
Структурирование пространства
Оформление помещений должно облегчать ориентирование и давать однозначную информацию об их функциях. Так, например, рабочие и игровые зоны должны быть четко отделены друг от друга. Стол, который используют и для еды, и для работы, и для игры может привести человека с аутизмом в сильное замешательство. Различные столы или скатерти разного цвета для каждого вида деятельности, напротив, помогают ему распознавать, что его ожидает. Невидимые границы нужно делать видимыми, например, пространство, которое каждый сидящий за столом считает своим.
Следующий важный аспект при структурировании помещения - это учет сенсорной восприимчивости людей с аутизмом и сокращение отвлекающих факторов. Защитные экраны или ширмы, отдельные комнаты или индивидуальные столы, оснащение комнаты малым количеством раздражителей помогают предотвратить дополнительный стресс.
Организация пространства группы
Структурирование времени
У детей с аутизмом плохо развито чувство времени, и им тяжело сохранить обозримость различных видов деятельности в течение дня и их внутренних взаимосвязей. Большинству из них это удается только в том случае, если каждый день все повторяется в одной и той же последовательности. Такую информацию (что, когда и где происходит) они получают из распорядка дня. Форма такого распорядка может быть различной, в зависимости от индивидуальных предпосылок конкретного ребенка, страдающего аутизмом.
Структурирование видов деятельности
Неструктурированное время, которое мы воспринимаем как свободное и наслаждаемся им, для детей, страдающих аутизмом, - самое тяжелое и стрессовое. Они часто не знают, что могут делать, но даже если и знают, у них возникают большие трудности с организацией собственных действий. Они не знают, какие шаги и в какой последовательности следует осуществлять, когда заканчивать действие. Предварительно структурированная деятельность должна содержать информацию:
• Что и как нужно делать?
• Какую часть из целого действия?
• Когда завершать действие?
• Что следует делать дальше?
В этом процессе необходимо учитывать склонность людей с аутизмом к рутине. Поэтому подготовленные материалы и задания используются всегда в одной и той же последовательности (обычно слева - направо). Слева всегда находятся невыполненные задания, справа - выполненные задания, которые складываются, например, в корзину. Такой подход можно использовать для любого вида деятельности.
Самостоятельная деятельность по альбому активностей
На первый взгляд, концепция ТЕАССН кажется очень механичной, прежде всего потому, что специалистам приходится работать с четкими структурами, и от них требуется много единообразия и дисциплины. Но в центре программы - уважение индивидуальности ребенка с аутизмом, а для планирования и внедрения конкретной формы помощи - чуткость и креативность.
Таким образом, на современном этапе развития нашего общества, главной задачей является принятие детей с ранним детским аутизмом, их социализация, социальная адаптация, и умение взаимодействовать с окружающим миром в целом. А реализуют эту сложнейшую задачу, перечисленные апробированные научные методы психотерапии, помогающие детям с одним из самых «загадочных» синдромов – с ранним детским аутизмом – стать частью этого яркого и красочного мира.