Объяснительно-иллюстративная технология
Г.К. Селевко
Технология объяснительно-иллюстративного обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, совершенствовать приемы взаимодействия педагога с ним. Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что педагог излагает знания в обработанном, "готовом" виде, воспитанники воспринимают и воспроизводят его. Этапы деятельности педагога и ребенка в этом дидактическом процессе выглядят так:
Действия педагога |
Действия ребенка |
1. Информирует о новых знаниях, объясняет. |
1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание. |
2. Организует осмысливание новой информации. |
2. Осмысливает, углубляет понимание нового материала. |
3. Организует обобщение знаний. |
3. Обобщает усвоенный материал. |
4. Организует закрепление нового материла. |
|
5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения
|
5. Применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр. |
Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени. Недостаток: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ребенка репродуктивна. Тем не менее так происходит обучение в большинстве случаев.
Чаще всего критике подвергаются объяснительно-иллюстративные технологии, т.к. сами по себе они считаются традиционными и потому устаревшими. Они якобы тормозят реформирование системы образования, приспосабливая неэффективные средства для эффективного решения задач. Так ли это на самом деле?
Объяснительно-иллюстративный или информационно – рецептивный метод состоит в том, что педагог разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а воспитанники всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают.
Занятия в объяснительно-иллюстративном режиме обучения и воспитания.
Сильные стороны: организационная четкость педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учеников, разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.
1 уровень – информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания, направленные на развитие познавательных процессов таких как память, внимание, мышление.
2 уровень – личностный: на нем у ребенка следует вызывать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрения, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.
3 уровень – осознания: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развиваются способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю. А также понимание того, что думают, чувствуют и делают другие люди. Все три уровня обучения и воспитания должны присутствовать на занятии и создавать для участников обогащенную развивающую среду.
Объяснительно-иллюстративная технология носит развивающий характер обучения, если она используется наряду с другими технологиями (проблемно-поисковой, игровой, технологией сотрудничества).
В объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и приемы, как демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов и стендов.
Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании учеников.
На занятиях используется различного вида наглядность:
1. Натуральные предметы (посуда, вещи).
2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения).
3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения (предметные, сюжетные) фотографии.
4. Учебные фильмы, видеофильмы (например, могут быть показаны сюжеты, снятые в своей же школе, осуществление определенных трудовых процессов детей, а также сюжеты и отражающие поведение людей в реальных ситуациях.
5. Практический показ действий педагогом.
6. Технологические, операционные, предметные планы (карты).
Применение беседы целесообразно на начальном этапе ознакомления с новым материалом для выявления имеющихся у детей представлений и знаний по данным: на этапах проверки усвоения материала, а также с целью использования детьми в речи определенных слов, оборотов, фраз.
Учитывая возможные трудности при ответе, педагог готовит заранее и ряд вспомогательных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми бы воспользовался ребенок.
Для поддержания интереса у детей можно использовать прием введения игровых персонажей – незнающих, не умеющих, опоздавших на занятия (например, в конце занятия организовать беседу с целью проверки усвоения материала, используя опоздавший персонаж, который задает вопросы, побуждая тем самым к высказываниям).
Для обеспечения эффективности занятия необходимо:
1. Избегать монотонности, учитывать смену деятельности ребенком.
2. Ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
3. Дать возможность успешно работать на занятии и сильным, и средним, и слабым воспитанникам.
4. Учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.