Объяснительно-иллюстративная технология

Г.К. Селевко

Технология объяснительно-иллюстративного обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, совершенствовать приемы взаимодействия педагога с ним. Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что педагог излагает знания в обработанном, "готовом" виде, воспитанники воспринимают и воспроизводят его. Этапы деятельности педагога и ребенка в этом дидактическом процессе выглядят так:

Действия педагога

Действия ребенка

1. Информирует о новых знаниях, объясняет.

1. Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание.

2. Организует осмысливание новой информации.

2. Осмысливает, углубляет понимание нового материала.

3. Организует обобщение знаний.

3. Обобщает усвоенный материал.

4. Организует закрепление нового материла.


4. Закрепляет изученное путем повторения.

5. Организует применение знаний и оценивает степень усвоения

5. Применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр.

      Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени. Недостаток: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ребенка репродуктивна. Тем не менее так происходит обучение в большинстве случаев.

Чаще всего критике подвергаются объяснительно-иллюстративные технологии, т.к. сами по себе они считаются традиционными и потому устаревшими. Они якобы тормозят реформирование системы образования, приспосабливая неэффективные средства для эффективного решения задач. Так ли это на самом деле?            

Объяснительно-иллюстративный или информационно – рецептивный метод состоит в том, что педагог разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а воспитанники всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают.

Занятия в объяснительно-иллюстративном режиме обучения и воспитания.

Сильные стороны: организационная четкость педагогического процесса, систематический характер обучения, идейно-эмоциональное воздействие личности учителя на учеников, разносторонность и обилие информации, богатое использование наглядности, технических средств обучения.

1 уровень – информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые по теме работы знания, направленные на развитие познавательных процессов таких как память, внимание, мышление.

2 уровень – личностный: на нем у ребенка следует вызывать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания. Здесь необходимы одобрения, поддержка и принятие ребенка таким, какой он есть.

3 уровень – осознания: на нем ребенок учится осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства и какие бывают мысли. На этом уровне развиваются способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю. А также понимание того, что думают, чувствуют и делают другие люди. Все три уровня обучения и воспитания должны присутствовать на занятии и создавать для участников обогащенную развивающую среду.

Объяснительно-иллюстративная технология носит развивающий характер обучения, если она используется наряду с другими технологиями (проблемно-поисковой, игровой, технологией сотрудничества).

В объяснительно-иллюстративной технологии используются такие методы и приемы, как демонстрация, наблюдение, объяснение, экскурсия, беседа, просмотр и обсуждение диафильмов и видеофильмов, создание тематических альбомов и стендов.                                                                                                                                                                      

Главной опорой в усвоении любого познавательного материала служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании учеников.

На занятиях используется различного вида наглядность:

1. Натуральные предметы (посуда, вещи).

2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения).

3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, изображения (предметные, сюжетные) фотографии.

4. Учебные фильмы, видеофильмы (например, могут быть показаны сюжеты, снятые в своей же школе, осуществление определенных трудовых процессов детей, а также сюжеты и отражающие поведение людей в реальных ситуациях.

5. Практический показ действий педагогом.

6. Технологические, операционные, предметные планы (карты).

Применение беседы целесообразно на начальном этапе ознакомления с новым материалом для выявления имеющихся у детей представлений и знаний по данным: на этапах проверки усвоения материала, а также с целью использования детьми в речи определенных слов, оборотов, фраз.

Учитывая возможные трудности при ответе, педагог готовит заранее и ряд вспомогательных вопросов, содержащих в себе определенные элементы конструкции ответа, которыми бы воспользовался ребенок.

Для поддержания интереса у детей можно использовать прием введения игровых персонажей – незнающих, не умеющих, опоздавших на занятия (например, в конце занятия организовать беседу с целью проверки усвоения материала, используя опоздавший персонаж, который задает вопросы, побуждая тем самым к высказываниям).

Для обеспечения эффективности занятия необходимо:

1.     Избегать монотонности, учитывать смену деятельности ребенком.

2.     Ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.

3.      Дать возможность успешно работать на занятии и сильным, и средним, и слабым воспитанникам.

4.      Учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.