Методы и технологии арт-терапии
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение), о которой так много говорят в последнее время, переводится как «лечение искусством» (ввел понятие английский врач и художник Адриан Хилл). Оно ориентировано на поддержку эмоционально-гармонического состояния личности и достижение эмоционального равновесия, преодоление негативных эмоций, а также помощь в преодолении ребенком стереотипов, расширении пределов своих возможностей и границ, освоении ресурсов для самовыражения чувств и эмоций, раскрытия своего внутреннего потенциала. В связи с этим арт-терапия базируется на нескольких принципах: личностно-ориентированный принцип, деятельностный принцип, принцип совместно-разделенной деятельности; принцип систематичности и последовательности, принцип единства диагностики и коррекции.
В связи с этим существует две основные методики развития личности посредством применения арттерапевтических технологий: пассивная и активная.
Пассивный подход заключается в применении произведений творчества, созданными другими людьми, в качестве средства «лечения» «социального вывиха» и эмоционального дисбаланса: например, ребенок может рассматривать созданные кем-то картины, вычитывать сказки, рассказы различной художественной направленности, слушать музыкальные композиции.
Активный подход предусматривает создание творческих проектов самостоятельно. Исследователи (М. В. Киселева, А. И. Копытин, Е. А. Медведева и др.) отмечают, что арт-техники формируют мотивационную основу самостоятельных и совместных действий, повышают настроение и, как следствие, улучшают психосоматическое состояние ребенка с ОВЗ, способны в простой, доступной форме донести до него информацию, помогают быстро и эффективно усвоить, и запомнить новый материал и т. д. При этом выбор методов опирается на возрастные и индивидуальные особенности детей с ОВЗ, степень, тяжесть нарушения, с одной стороны. С другой — на интересы дошкольников, специфику воздействия каждого вида искусства, гибкие формы организации коррекционно-воспитательного и коррекционно-образовательного процесса.
Перечислим основные технологии, которые при этом используются:
• игровые (влияние через игровую деятельность, комплексы игровых методов обучения и игровых обучающих ситуаций);
• изобразительные (влияние через изобразительную деятельности, использование традиционных и нетрадиционных техник лепки, рисования и аппликации, конструирование и декоративно-прикладное искусство и др.);
• музыкальные (влияние через восприятие музыки, пение, игру на музыкальных инструментах и синестезию);
• танцевальные (данстерапия) (метод интегральной телесной терапии (выполнение двигательных упражнений, основанных на растяжении мышц, вместе с родителями), дыхательные практики, влияние через движения под музыку: танец, пластику, ритмику);
• театрализованные (влияние через образ, обыгрывание кукольных персонажей (куклотерапия), театрализацию, инсценирование).
Игровые сеансы и занятия (игротерапия) назначаются тем детям, у которых отмечается бедность эмоционального мира, запаздывание в развитии социальных эмоций, неадекватное эмоциональное реагирование и неустойчивость. Им предлагается разыгрывать этюды из психогимнастики и ситуации-драматизации типа «Какой я?», «Какая наша группа?» и др. — дается возможность выплеснуть чувства, подавляемые в проблемных ситуациях. На следующем этапе для коррекции страхов способствуют подвижные игры типа «Пятнашки с правилами», «Мяч в кругу», «Лимонный сок», «Автобус», «Злые собаки» и др. (по методике А. И. Захарова). Для ролевого разыгрывания в дальнейшем предлагаются русские народные сказки: «Колобок», «Сестрица Аленушка», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Царевна-несмеяна». Здесь ребенок в игровом образе «сдает экзамен» на успешность противостояния негативным эмоциям и чувствам.
Коррекционным целям способствует и перенос негативных качеств личности ребенка на игровой образ, отстраняясь от которого, ребенок получает возможность проиграть свое отношение к повторяющимся конфликтным ситуациям и изменить его, подобрать более гибкую тактику поведения и стратегию взаимодействия. Кроме того, игровая терапия способствует самовыражению в игре, поэтапному развитию и формированию игровой деятельности как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, является помощником в усвоении знаний, умений и навыков, ключевых компетенций, необходимых для жизни в обществе и обучения, через совместную игру.
Изотерапия занимает одно из значимых мест в арт-терапевтической иерархии. Включает в себя возможность проекции внутренних переживаний, эмоциональных проявлений (страхов, агрессии, озлобленности), выражения чувств и представлений о мире социально приемлемым способом. При этом ребенок проходит ряд стадий:
• изображение внутреннего мира ребенка через изобразительные средства и установление контакта с педагогом;
• выражение эмоций и борьба противоположностей, которая накладывается на процесс рисования, углубление взаимоотношений с терапевтом и другими людьми;
• смена негативных чувств и эмоций на позитивные, гармонизация картины мира и отношения к себе.
Приемы (техники) изобразительной деятельности — как традиционные (метод совместного рисования, метод и приемы комментированного рисования и комментирующей речи, прием формообразующих движений и др.), так и нетрадиционные (каракули, рисование пальчиками, кляксография, рисование «по мокрому» (на влажном листе) и др.) — помогают детям изменить к лучшему настроение, повышают заинтересованность ребенка в деятельности, способствуют расширению кругозора и представлений об окружающем, формированию причинно-следственных связей. При этом важно, что используемые арт-техники работают не на результат (например, нарисовать натюрморт), а на процесс, что позволяет создать условия для проживания значимой для ребенка деятельности как самоценной для него. Результат деятельности здесь не оценивается. «Мне нравится смотреть, как ты рисуешь», — это одна из установок терапевта, которая способствует раскрытию потенциалов как деятельности, так и развития человека, формированию положительного отношения к себе, стрессоустойчивости.
Песочная терапия — один из видов изобразительной деятельности, но можно отметить еще несколько новых и интересных функций песка: развитие тактильной чувствительности, развитие мелкой моторики рук и релаксирующее воздействие на весь организм ребенка в целом. При этом ребенок проходит несколько стадий работы с песком: от стадии хаоса, борьбы до восстановления порядка и эмоционального равновесия. Одновременно с этими стадиями педагоги учат детей с ОВЗ рисовать песочные картины, строить из песка, искать в нем разные игрушки, моделировать объекты, придумывать рассказы по следам выполненных действий, что способствует освоению логико-грамматических конструкций языка и коммуникативных умений.
Сказкотерапия и библиотерапия схожи по своим функциям и, помимо воздействия на мотивационный и эмоциональный компоненты личности, способствуют формированию умения проектировать собственную деятельность как самостоятельную, опыту совместной работы в коллективе. Их можно применять при драматизации сказки, чтении рассказа и пересказа его с опорой на серию сюжетных картинок, по зарисованному схематично плану и т. д. При этом развивается связная речь, формируются мыслительные операции, дети учатся рассуждать и аргументировать свои ответы, общаться.
Театр, кинематографическое искусство, казалось бы, далеко находятся от специфики коррекционно-педагогической работы с детьми с особыми образовательными потребностями, однако они тоже при умелом применении способствуют снятию тревожности, повышению уверенности в себе и формированию положительной самооценки, учат детей слушать себя и других, формируют навыки и умения продумывания плана спектакля или сказки, распределения ролей, создают установки на работу в коллективе. Поэтому они часто сочетаются с созданием мультипликационных, театрализованных студий в детском саду. Например, такие студии могут проводить сеансы куклотерапии, снимающие нарушения поведения у детей с особыми образовательными потребностями.
На первом этапе такой работы происходит выделение патологической доминанты поведения и разыгрывание этюдов, связанных с ней (отрицательная роль дается кукле, положительная — ее хозяину — ребенку).
На втором этапе работы происходит включение отыгранных миниатюр в сценарий спектакля, в котором будут участвовать все дети. Они же готовят к нему декорации, костюмы и атрибуты.
На последнем этапе работы проводится генеральная репетиция и разыгрывается сам спектакль. На него приглашаются родители воспитанников. Им демонстрируют, как дети смогли осознать и преодолеть имеющиеся нарушения социального развития, изменить свою социальную позиции и готовность к формированию межличностных отношений с другими людьми.
Перечисленные технологии опираются при этом на несколько групп методов (согласно Е. А. Тупичкиной):
• перцептивные методы арт-педагогической деятельности, которые предусматривают взаимодействие ребенка с готовыми изобразительными средствами: их восприятие, рассматривание, создание на основе увиденного своих фантазий, анализ своего эмоционального отклика на них;
• методы управления своим эмоциональным состоянием, направленные на реагирование эмоций (ресурсные техники): «Песочный дождик», «Мусорное ведро», «Волшебные превращения» и др.;
• коммуникативные арт-техники и методы: «рисование по кругу», «разговор двух линий», «коллективная картина» и др.;
• созидательные методы арт-педагогической деятельности, предусматривающие непосредственную изобразительную деятельность детей, создание детьми продуктов изобразительного творчества: это могут быть изображения конкретных предметов, абстрактные образы, метафорические картинки и др.
Обычно они используются в комплексе с:
• методами проектирования фасилитирующей среды, включающей в себя творческое взаимодействие, безусловное принятие и понимание потребностей ребенка, признание его достоинств;
• методами развития дивергентного мышления дошкольников, позволяющими по-новому взглянуть на ситуацию взаимодействия и жизненные ситуации, проанализировать их с разных точек зрения и найти оптимальные варианты решения проблемных ситуаций.