Технология имитационного моделирования

Имитационное моделирование –позволяет строить модели, описывающие процессы так, как они проходили бы в действительности.  Модель – это образ, используемый в качестве заместителя.

 Актуальность использования имитационного моделирования в работе с детьми состоит в том, что:

1. Для дошкольников характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к образовательной деятельности. Использование наглядного моделирования помогает решить эту проблему;

2. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью;

3. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания, воспроизводить скрытые свойства объектов.

Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Наиболее разнообразна и продуктивна работа с модельными схемами по развитию связной речи и творческому рассказыванию. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.


Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Именно наглядные модели наиболее применимы и для образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а в последующем принимать участие в их создании.

      Виды моделирования:

Предметное, в котором воспроизводятся конструктивные особенности.     

Предметная модель - глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.


Предметно – схематическое, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели – календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.


Графические (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно)признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Или план комнаты, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад, лабиринты).


Использование имитационного моделирования в различных видах детской деятельности.

1.     Ярким примером моделирования в речевом развитии являются

мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация. Весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;

– пересказывание текстов;

– составление описательных рассказов.


2.     Моделирование в познавательном развитии детей

Метод моделирования в математике часто встречается в виде «числовых цепочек».

            Широко используются модели при формировании временных представлений: модель частей суток, недели, года.  Сюжетные картинки, отражающие деятельность человека в разные отрезки суток, представляют модель частей суток и используются при знакомстве дошкольников с режимом дня.


Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания животных (наземную, воздушную, водную и др.). С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов. Наблюдая за животными и растениями, воспитателю следует вместе с детьми осмотреть объект, вычленить признаки и свойства живых организмов. Для построения плана обследования предметов природы можно использовать карточки-символы.

Немаловажное значение имеет проведение экскурсий и целевых прогулок с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Проводя целевые прогулки по микрорайону и улицам города в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют все участники дорожного движения, как работают светофоры, внимание детей акцентируется на таких важных для безопасности движения моментах, как освещенность, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность. После такой прогулки, в детском саду, используя метод ситуативно-имитационного моделирования, в игровой форме обыгрывает дорожные ситуации.

Ознакомление с правилами поведения на дороге тоже возможно на игровых сюжетах и игровых проблемных ситуациях.
Под этим методом понимается процесс конструирования модели реальной  ситуации (опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней. Данный метод является связующим между содержанием знаний о правилах безопасности дорожного движения и организации их практического применения. Это важный аспект для накопления опыта безопасного поведения на улице. Выбор игры зависит от заинтересованности детей, но наибольший результат достигается при сочетании интеллектуальной и ролевой игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребёнка в игре. При этом важно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной действительности. Все это способствует развитию познавательных процессов, ориентированных на культуру поведения детей в общественных местах.


3. Моделирование в игровой деятельности детей

С моделями дети знакомятся уже в первых играх, когда камешки – это «конфеты» для куклы, а песок – «мука» для куличика.  

 Игра «На что похоже»

 Нарисована схема - модель. К ней дети подбирают уже не по одной картинке, а находят несколько похожих на эту схему изображений предметов. Например, схема-модель: круг. К этой схеме малыши подбирают картинки – мяч, солнышко.  Аналогично это игра проводится с другими схемами: «вагончик», «человечек». Схема-модель – прямоугольник. Какие картинки подходят к этой схеме? Коробка с карандашами, книга, окно.

Игра «В гостях»

Накрывается стол для чаепития, но вместо блюдечек дети кладут круги, а на них кусочки торта – треугольники. Здесь соблюдается принцип подобия, когда реальные предметы заменяются подобными геометрическими фигурами.

4. Моделирование в изобразительной деятельности. В данном виде детской деятельности рекомендуется использовать технологические карты, которые показывают последовательность и приемы работы при лепке, рисовании предмета или сюжета. Последовательность показывается с помощью условных обозначений.

Дошкольники с большим интересом занимаются продуктивной деятельностью: с удовольствием участвуют в изготовлении атрибутов, макетов улиц, домов, совместно с воспитателем, родителями делают машины, деревья, дорожные знаки, а потом используют их в своих играх. Практика показала, что детям нравится моделирование ситуаций на макетах (например, разыгрываются ситуации «Мы на остановке», «Прогулка по городу», «Играем в мяч во дворе», «Переходим проезжую часть», «Поездка за город», и др.).