Игровая технология развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста 

«Развивающие игры с рop-it и Simple dimple”

В последнее время, всё более и более становятся популярными игрушки - антистресс. И если пик резиночек, спинеров и «скрипышей» уже миновал, то сейчас наступила пора Pop-It («Поп -Ит») и Simple Dimple («Симпл Димпл»). Практически у каждого ребёнка уже есть эта игрушка. Суть у них одинаковая: это игровые коврики или пластинки с резиновыми «пузырьками-пупырками», которые можно выдавливать. Так что же это за игрушка? Как ее можно использовать в работе воспитателя в детском саду?

Pop-it это сенсорная игрушка - антистресс с «пузырьками» одинакового размера, которые мы можем проталкивать или «лопать», что-то вроде пузырчатой пленки! Играть можно до бесконечности, как только продавили все пузырьки, переворачиваете другой стороной, начинаете заново. Поэтому Поп - Ит называют ещё «вечной пупыркой»

Simple dimple - это тот же Поп - Ит, только меньшего размера. У него обычно от 2 до 5 пузырьков. Пузырьки могут быть разного размера (часто продаются как брелки для ключей).

Эти игрушки просты в использовании, уменьшают беспокойство, напряжение, повышают ловкость, улучшают координацию и мелкую моторику, развивают мышцы рук.

Исследования показывают, что большинство детей обучаются лучше, когда их руки активны. Мы считаем, что нужно использовать интерес детей к данной игрушке и извлечь максимальную пользу для разностороннего развития дошколят.

Будем надеяться, что вас заинтересует идея развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через использование игрушек-антистресс Pop-it и Simple dimple, и вы станете активным участником этого процесса. Творческих Вам успехов!

Формы организации детской деятельности:

1.Интегрированные игровые занятия

2.Совместная познавательная деятельность:

• Совместная деятельность педагога и детей

• Совместная игровая деятельность детей со сверстниками

• Совместные игровые мероприятия детей и родителей

3.Самостоятельная игровая деятельность

Этапы освоения игр детьми

Первый этап. Эти игры являются яркими, красочными и состоят из достаточно простых игровых заданий и упражнений. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей со стихами - потешками, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребенка, играет и занимается вместе с ними.

Второй этап. На этом этапе дошкольники осваивают основные игровые приемы, приобретают новые игровые навыки, а затем выполняют задания, требующие волевых усилий и концентрации внимания.

Игровые умения детей совершенствуются как в самостоятельной, так и в совместной деятельности (детей со сверстниками, детей со взрослыми). Взрослый побуждает детей к обогащению игрового содержания, созданию новых фигур, узоров, предметных форм и т. д. Общение в играх со сверстниками способствует социально-личностному развитию дошкольника.

На этом этапе больше внимания уделяется развитию самостоятельности. Дети без помощи взрослых придумывают игровые задания и упражнения, предлагают новые игры. Взрослым поощряется и поддерживается детская инициатива, рассматриваются любые предложения детей.

Если игра нравится ребенку, то малыш может с ней заниматься на всех этапах. Переходить с одного этапа на другой лучше постепенно, учитывая особенности восприятия материала детьми, уровень их развития, интерес и потребности.

Методические советы по эффективному внедрению педагогической технологии развивающих игр в работу детского сада:

- Ребенку не навязывается никакой определенной программы обучения и предоставляется максимальная степень свободы.

- Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью стишка-потешки, подражая взрослому, участвуя в коллективной игре.

- Организуя предметную среду, оснащенную развивающими играми, взрослый привлекает внимание ребенка к играм посредством собственной игровой деятельности. Взрослым создается ситуация непринужденного общения по поводу заданий, предлагаемых в игре.

- Освоение новой игры, как правило, требует активного участия взрослого. В дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно. Взрослый выступает в роли «консультанта».

- Перед ребенком ставят задачи, которые постепенно усложняются.

- Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.

- Если ребенок не может справиться с заданием, значит, взрослый переоценил его способности. Нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру и начать игру через несколько дней с более легких заданий. Если ребенок утратил интерес к игре, нужно на время ее отложить.

КАРТОТЕКА ИГР

Игры для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Стихи – потешки

Цель: развивать мелкую моторику (движения пальцев рук)

Инструкция: Выполнять движения пальцами рук на Поп-ит или Симпл Димпл в соответствии с текстом:

Мы сегодня поиграем,

Шарик пальчиком надавим.

Будем мы сейчас играть,

Шарик будем догонять.

Ну-ка шарик, не ленись, в ямку быстро превратись.

Раз - пупырик, два - пупырик

Раз - шажок, два - шажок.

Наши пальчики шагают

На пупырки наступают

Раз, два, три, четыре, пять

Пошли пальчики гулять.

По кочкам, по кочкам

По маленьким дорожкам

По ямкам пошагали

Начинай сначала…

Дождик, дождик, Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Всё равно пойдём гулять —

Наденем мы сапожки

Дождик, дождик, посильней —

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке

Найди домик

Цель: закреплять представления об основных цветах, развивать мелкую моторику.

Ход игры:

Воспитатель выкладывает цветные пуговицы среднего размера в красивый мешочек. Дети опускают руку в мешочек достают цветную пуговицу. Какого цвета пуговица такой цвет пупырки-пузырька игрушки дети нажимает пальчиком.

Можно использовать пинцет.

Выкладывать пуговицы (предметы) в ячейки по соответствующим цветам.

Большие и маленькие

Цель: продолжать различать цвет и величину (большой, маленький, развивать чувство ритма, ритмично проговаривать слова, развивать мелкую моторику.

Ход игры:

По образцу или по указанию воспитателя дети выкладывают шарики разного размера в пузырьки игрушки. Они могут располагаться по очереди:

-большой, маленький;

-могут через один: большой, большой, маленький; либо наоборот, по усмотрению воспитателя.

Ищем клад

Цель: формирование и развитие сенсорных способностей, развивать мелкую моторику.

Ход игры:

Игра парная.

Инструкция: первым найти клад и забрать себе.

Нужно подложить под Поп Ит маленький клад (шарик, ракушку, камешек). Нажимать на пупырышки. Кто первым наткнется на клад, забирает его себе. У кого больше кладов, тот и выигрывает.

Чередование предметов

Цель: совершенствовать умение детей сравнивать предметы.

Ход игры:

Взрослый выкладывает начало ряда с чередованием предметов (ракушка, камушек) ребенок продолжает. Либо с чередованием цветов предметов.

Кого (чего) не стало

Цель: развивать зрительную память и внимание детей, воображение, развивать мелкую моторику, активизировать речь.

Ход игры:

Под Pop-it размещается несколько мелких предметов. Ребенок поднимает Pop-it и запоминает, что за предметы. Закрывает глаза. В это время ведущий прячет один из предметов. Необходимо отгадать, какой предмет убрали.

Найди предметы такого же цвета

Цель: развивать умение соотносить изображения по цветам

1-й вариант: педагог или родитель показывает ребенку картинку с превалирующим цветом, например, зеленый горох. Ребенок смотрит на картинку и нажимает пальцем на нужный цвет поля.

2-й вариант: педагог или родитель сначала предлагает ребенку нажать на кружок какого-либо цвета, а затем подобрать картинки того же цвета – например, красный помидор, красная футболка, красный мяч.

Раскрась пупырки

Цель: развитие мелкой моторики, совершенствование координации руки и глаза

Ход игры:

Ребёнку предлагается продавить разноцветные ячейки и заполнить соответствующей по цвету мозаикой, тем самым «раскрашивая» Поп-Ит. Игра усложняется для детей старшего возраста путём добавления соревновательного эффекта, а также двух рук одновременно и попеременно.

Гонки по вертикали

Цель: развитие быстроты реакции, мелкой моторики рук.

Ход игры:

Ребенку предлагается продавить ячейки в заданном педагогом направлении. Игра усложняется для детей старшего возраста путем добавления соревновательного эффекта, а также использованием двух рук одновременно или попеременно.

Игры для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Выложи узор

Цель: развитие зрительного воображения, ориентировки в малом пространстве.

Ход игры:

Ребенку предлагается выкладывать шарики небольшого размера в углубления таким образом, чтобы получился определенный рисунок или узор.

Копирование узора по образцу

Заполни круглыми предметами

Ход игры:

Маленькие шарики, помпоны, пуговицы идеально помещаются в Поп-Ит. Необходимо выкладывать узоры по образцу, заполнять по цветам, и тд.

Мемори

Цель: развитие зрительной памяти и внимания.

Ход игры:

Педагог прощелкивает любой узор на Pop-it. Ребенок смотрит и запоминает. Ведущий меняет узор. А ребенок должен по памяти его восстановить.

Продолжи ряд

Цель: развивать зрительную память и внимание детей, воображение, развивать мелкую моторику, активизировать речь.

Ход игры:

Один игрок выкладывает начало ряда, а второй продолжает в заданной последовательности.

Две руки

Цель: развитие мелкой моторики, межполушарных связей.

Ход игры:

Детям предлагают одновременно нажимать «пузырьки-пупырки» в определенной последовательности.

Считалочка

Ведущий называет число, ребенок «лопает» правильное количество пузырьков, считая вслух.

Путь шарика

Цель: развитие мелкой моторики, ловкости.

Ход игры:

Необходимо перебросить шарик на свободное соседнее пространство. Для этого надо нажать на «пузырёк» под шариком. Можно превратить эту игру в соревнование: кто первым пересечет своим шариком все пространства игрушки.

Нажимай по очереди

Цель: развитие слухового восприятия, сенсорных способностей.

Ход игры:

Ребенок выполняет действия по инструкции ведущего.

-нажми одним, двумя, тремя пальцами;

-нажми большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем и т. д.

Продолжи ритм

Цель: развитие чувства ритма и мелкой моторки.

Ход игры:

Предложите ребенку продолжить предложенный ритмический рисунок.

Бросай кубик

Цель: Закрепление знания соответствия количественного и зрительного образа цифры.

Ход игры:

1-й вариант: Бросаем игральный кубик, сколько точек выпало на грани кубика, столько пупырок нужно нажать. Проигрывает тот, у кого количество точек больше, чем ячеек.

2-й вариант: показываете ребенку числа (карточки, а он нажимает на такое же количество пупырок.

Слушай и хлопай

Цель: развитие слухового восприятия и внимания.

Ход игры:

Ведущий несколько раз хлопает в ладоши. Ребенок слушает и считает в голове и громко говорит, сколько раз вы хлопали в ладоши. Попросите ребенка нажать такое же количество пузырьков, считая вслух.

Катапульта

Цель: развитие ловкости

Ход игры:

Скатайте шарики из бумаги или фольги диаметром, подходящим для Поп-Ит. Поместите шарик в углубление. Лопните пузырь снизу, пусть шарик улетит.

Усложнение: измерить расстояние на которое улетел шарик, чей шарик улетел дальше. Можно выяснить какой шарик улетает дальше: из фольги, салфетки или пластилина? Победил красная или синяя, желтая или зелёная дорожка?

Что изменилось

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Ход игры:

1-й вариант: это аналог классической развивающей игры. Педагог или родитель кладет бусины в три или четыре ячейки игрушки Pop-it в зависимости от возраста и особенностей внимания ребенка. Взрослый дает ребенку рассмотреть узор в течение минуты, а затем просит его отвернуться. В это время взрослый убирает одну из бусин и предлагает ребенку догадаться, в какой ячейке произошли изменения.

2-й вариант: педагог или родитель кладет бусины в три или четыре ячейки игрушки Поп-Ит. Затем просит так же расставить бусины на своей панели.

3-й вариант: педагог или родитель кладет бусины в одну или несколько ячеек игрушки Поп-Ит. Взрослый дает ребенку рассмотреть узор в течение минуты, затем убирает свою игрушку и просит ребенка так же расставить бусины на своей панели.

Эстафета

Цель: привлечение интереса детей к подвижным играм с помощью современных атрибутов.

Ход игры:

Pop-it предназначен для движения пальцами. Но почему бы не использовать его, чтобы позволить детям немного побегать? Команды по очереди подбегают к игрушке и нажимают на  Pop-it.

Догадайся, что произошло?

Цель: развитие мышления и активизация речи

Ход игры:

На столе перед ребёнком расположен ряд из игрушек Pop-it разной формы. Нужно запомнить последовательность расположения ряда, после чего педагог предлагает ребёнку отвернуться, закрыть газа, в это время изменяет последовательность ряда, убирает или добавляет игрушку.

Задача ребенка обнаружить изменение и восстановить изначальную последовательность ряда.

Выбери контур

Цель: развитие зрительного восприятия, формирование умения работать по образцу

Ход игры:

Перед ребенком находится с контурным изображением нескольких форм игрушек Pop-it, необходимо выбрать правильные и наложить их на контур, заполняя карточку.

Вариант игры : ребенку предлагается карточка с контурным рядом, ребенок выкладывает игрушки Pop-it по образцу.

Ковер фантазий

Цель: развитие воображения, эстетического восприятия, умения выстраивать сюжетную линию, создавать художественные образы.

Ход игры:

Детям выдается большое количество игрушек Pop-it разной формы и цвета и предлагается придумать сюжет и выложить («нарисовать») свою картину на ковре.

Игры для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Сложение

Цель: развитие навыка количественного счета.

Ход игры:

Ребенок складывает числа и нажимает на верное количество пузырьков. Аналогичную игру можно применить на выполнение операции вычитания.

Бродилка

Цель: развитие ориентирования в малом пространстве, закрепление понятий «лево-право», «верх- низ»

Ход игры:

Игра проводится по принципу графического диктанта. Переверните Поп-Ит и положите в углубление на разных концах два небольших предмет. Взрослый объясняет как перемещать первый предмет, чтобы довести его до второго, используя команды: «Вперед, вправо, назад, влево».

А ребенок, выполняя команды, перекладывает предмет, перемещая его. Как усложнение – игру можно проводить без взрослого. Обе роли выполняют дети.

Нажимай по образцу

Цель: закрепить количество и счет

Ход игры:

Ребенок берет образец и называет номер на нем. Необходимо лопнуть количество пузырей, указанное на карточке. Считайте вслух при нажатии: 1,2,3,4…

Например:

зеленый -3

желтый -2

красный -4

синий-2

Усложнение: переверните Pop-it и считая в обратном порядке, снова лопните пузыри: 5,4,3,2,1

Логическое соревнование

Цель: развитие логического мышления, умения просчитывать ходы

Ход игры:

Игрок 1 выбирает ряд и лопает столько пузырей, сколько хочет (только в этом ряду).

Pop-it в идеале квадратный: нужно использовать вертикальные и горизонтальные ряды. Игрок 2 выбирает другой ряд, в котором все еще есть некоторые пузыри, и лопает в нем столько пузырей, сколько он хочет.

Это продолжается до тех пор, пока игрок не вынужден лопнуть самый последний пузырь. Этот игрок проигрывает в этом раунде. Переверните Pop-it

и играйте снова.

Морской бой

Цель: развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

Ход игры:

Под одной из выемок лежит шарик. Дети по очереди нажимают на пузырьки-пупырки и пытаются определить, под которой прячется шарик. Выигрывает тот, кто первым его обнаружит.

Состав числа 10

Цель:

Закрепление состава числа 10

Ход игры:

Карточки с числами от 1 до 9.

Необходимо нажать количество пузырьков, чтобы получилось 10 вместе с числом, изображенным на карточке

Изучаем звуки

Цель: сформировать и закрепить знания о гласных и согласных звуках русского языка, их графическом (цветовом) обозначении.

Ход игры:

Изучая звуки вместе с ребенком с помощью Pop-it, предложите выдавливать красный пузырек, если ребенок слышит гласный звук. А если ребенок слышит согласный твердый звук, то синий. И зеленый пузырек, если ребенок слышит согласный мягкий.

Разбери слово

Цель: развитие звукового анализа слова.

Ход игры:

Выполняя звуковой анализ слова, ребенок по очереди выдавливает или лопает пузырьки, в соответствии с цветом, обозначающим звук.

Хлопочки

Цель: развитие слоговой структуры слова и определение количества слогов в слове.

Ход игры:

Детям предлагают карточки с цифрами от 1 до 4. Ребенок нажимает на пузырек на каждом слоге, а затем подбирает карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов.

Разноцветные улиц

Цель: закрепление сенсорных эталонов, соответствие зрительного образа числа и количества.

Ход игры:

Переверните Pop-it. Предложите положить шарик в углубление и попросите ребенка определить его координаты. Или наоборот, назовите координаты и предложите ребенку отыскать по ним углубление и положить в него шарик.

Нарисуй букву, Нарисуй букву, Нарисуй фигуру

Цель: закреплять представления об основных цветах, фигурах. Давать первоначальные представления о графическом видении цифр и букв. Развивать мелкую моторику, зрительную память, внимание, усидчивость, активизировать речь.

Ход игры:

Ребенку нужно по образцу выложить на  Pop-it цифру, букву, фигуру

Слуховой диктант по сюжету

Цель: развитие оптико-пространственной ориентировки, восприятия и мышления.

Ход игры:

Ребенку предлагается отобрать несколько предметов, которые подходят по тематике определенного сюжета, например: «Сегодня мы отправимся в лес и найдем там полянку…»

Педагог дает задание: «Найди на Pop-it третью ячейку в первом ряду, продави ее указательным пальцем правой руки, после размести там гриб. Далее по тому же принципу предлагает поместить елку и украсить поляну. В этой игре можно использовать различный раздаточный материал и задавать любой сюжет.

Разноцветное путешествие

Цель: развитие способностей к моделированию пространственных отношений между объектами, отражения в речи пространственного расположения объектов.

Ход игры:

1 –вариант. Педагог выкладывает ряд с разными игрушками и задает вопрос: «Между какими фигурами находится единорог?», далее употребляя различные термины – предлоги продолжает игру. Также предлагает ребенку самому расположить игрушку по указанию.

2 –вариант. Ребенку предлагается согласно инструкции разместить на столе игрушки Pop-it, например, «положи Pop-it круглой формы в правый нижний угол», «положи в центр», «выложи диагональ» и т. д.

Кто больше назовет

Цель: обогащение знаний и словарного запаса.

Ход игры:

Взрослый и ребенок по очереди называют по одному слову из актуальной для ребенка категории предметов и одновременно продавливают кружок. Взрослый озвучивает правило: повторяться нельзя. Примеры категорий: названия овощей, фруктов, диких и домашних животных, одежды, посуды. Упражнение можно провести в группе детей, в этом случае взрослый задает категорию и наблюдает за тем, чтобы участники игры не повторялись. Дети называют слова и передают игрушку Pop-it по кругу.

Будь внимателен к словам

Цель: развитие устойчивости внимания.

Ход игры:

Педагог или родитель читает или рассказывает историю. Когда в тексте встречаются слова, которые обозначают цвет, ребенок быстро нажимает на ячейку того же цвета.

Ищем клад

Цель: развитие устойчивости внимания, познавательных интересов.

Ход игры:

Перед началом игры педагог подкладывает под несколько ячеек Pop-it маленький «клад» (шарик Марблс, ракушку, бусинка, детали «Лего», игрушки из любимого Киндер-сюрприза и т. д.). Задача ребенка: поочередно продавливая ячейки игрушки, в заданном педагогом направлении, найти «клад». Результатом данной игры может быть продукт - например, для девочки браслет на руку, а для мальчика – собранная фигура из деталей конструктора.

Выбирай – цифра или буква

Цель: развитие представлений о графическом видении цифр и букв, мелкой моторики, обогащение знаний и активизация речи.

Ход игры: ребенку нужно по образцу выложить на  Pop-it цифру или букву из предлагаемых предметов (камушки Марблс, пуговицы, мозаика, а затем произнести звук буквы или название цифры (в пределах 10).

Повтори узор

Цель: развитие познавательных действий, формирование умения работать по образцу.

Ход игры:

Для игры нужны две прямоугольные формы Pop-it 6*6 кружков. Педагог на одном поле дает образец узора. Задача ребенка правильно изобразить узор на другом поле. Усложнение: повторить узор с той же последовательностью нажатий, что и взрослый.

Колечко

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Ход игры:

Педагог дает задание – поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук одной руки и указательным, средним, безымянным пальцами, мизинцем соединить кольцо с большим пальцем и в то же время по очереди нажимать на ячейки Pop-it другой рукой. Затем руки поменять.