Технология «Кроссенс»

  

Особые трудности возникают у детей в отгадывании и придумывании загадок. Как же помочь ребенку с ОВЗ в работе с загадкой. Что сделать, чтобы обучение было интересным.  Как научить ребенка, с проблемами в развитии отгадывать загадки?

Загадка занимает особое место в работе по развитию мышления и речи у детей С ОВЗ. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные и речевые силы.  Мы, взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываемся над тем, сможет ли ребенок их отгадать, не анализируем ход мыслей ребенка при отгадывании, торопим малыша, забывая о том, что главное –  не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден верный ответ как результат   правильного процесса мышления. Если дети затрудняются найти решение, зачастую, уступая просьбам детей, мы взрослые, сообщаем отгадку, сами растолковываем смысл загадки, подгоняя ее под ответ, тем самым лишая детей возможности думать и размышлять. Привыкая к готовым ответам, ребята теряют интерес к загадке.

Кроссенс — это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая   в   себе   лучшие   качества   сразу   нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.  Этот метод был разработан Сергеем Фединым – писателем, педагогом, математиком   и   Владимиром   Бусленко   -   доктором технических   наук, художником   и   философом.   Кроссенс впервые был опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики».

                  

        

 


    Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по   смыслу   сразу   несколько   картинок.   Задача   разгадывающего кроссенс найти ассоциативную связь между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками. Связи в головоломке могут быть как поверхностными, так и глубинными. Читать кроссенс нужно сверху вниз или слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 9 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой».

При создании кроссенса можно воспользоваться следующим алгоритмом:

1.Определяем тематику (общую идею).

2.Выбираем 9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.

3.Находим связь между элементами.

4.Определяем   последовательность   элементов   по   типу   связи«крест» и «основа».

5.Сконцентрируем смысл в центральном элементе.

6.Подбираем картинки, иллюстрирующие выбранные элементы

(образы).

7.Заменяем выбранные элементы (образы) картинками.

Адаптацию развивающей технологии для дошкольников 6-7 лет, возможно, осуществлять по следующим направлениям:

- определение темы педагог создает и решает с детьми кроссенс только в рамках одной определенной темы, постепенно расширяя ассоциативный ряд у детей.

Например, кроссенс –загадка «Слива» состоит из нескольких сюжетных картинок: Атласные синие платьица, трава, дерево с кроной, мальчик катится с горки на санках, дети идут, компот и джем из сливы, мальчик моет сливу, рот.

Педагог предлагает детям отгадать загадку, с опорой на картинки:

В атласных синих платьицах

В траву под кроной скатятся.

Пойдут на джем и на компот

Или — помыть и сразу в рот.

(Сливы)

- сокращение ячеек в таблице: классический кроссенс предполагает таблицу из 9 ячеек, в которых размещены картинки, символы, знаки. Однако, если малышам трудно удержать такой объем информации, перекодировать, запомнить, установить связи между явлениями и предметами, изображенными в каждой ячейке.

На начальном этапе применения технологии, возможно, составлять кроссенс из 3-4-5 ячеек, проговаривая с детьми возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений;

- направление решения кроссенса: можно решать в любом направлении, т.е. все символы в таблице взаимосвязаны определенным смыслом.

Однако, у дошкольников наблюдается недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений, поэтому возникают трудности восприятия материала. Предлагается, особенно на начальных этапах использования технологии, определять направление в таблице (можно рисовать стрелочки, или просто показывать направление от одной картинке в таблице к другой по часовой стрелке).

Таким образом, развивающий метод «кроссенс» способствует формированию не только мыслительных процессов, но и развитию креативности, коммуникации, сотрудничества у дошкольников.

                      Когда использовать кроссинг на занятии:

• При формулировке темы.

• При изучении нового материала, как мотивации.

• При закреплении и обобщении изученного материала.

• При подведении итога работа на занятии, как рефлексия.

• В индивидуальной работе.

• Как творческая совместная работа родителей с детьми.

• Занятие можно полностью построит в форме кроссенса, т.е. элементы кроссенса могут представлять собой структуру занятия.