Телесно ориентированные технологии
в работе учителя-логопеда
Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить). Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками педагог продолжают давать четкий образец движения.
В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили применять О. И. Лазаренко и А. В. Ястребова. Свое начало биоэнергопластика берет из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук».
«Биоэнергопластика» включает в себя 3 базовых понятия: био -человек, как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Цель данной технологии - развитие артикуляционной моторики, а значит и улучшение звукопроизношения.
Задачи биоэнергопластики:
· укрепление мышц артикуляционного аппарата;
· увеличение силы, подвижности, объема и точности движений органов артикуляции;
· объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады;
· развитие переключаемости артикуляционных движений
· развитие общей и мелкой моторики Опыт показывает, что дети среднего, старшего и подготовительного возраста успешно справляются с предложенными упражнениями.
Принципы проведения биоэнергопластики:
· плавность, раскрепощенность;
· синхронность и точность;
· правильный темп, заданный ритм;
· постепенное усложнение упражнений биоэнергопластики;
· динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными;
· статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу;
· упражнения для развития дыхания.
В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений совместно с ритмичными движениями кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребёнка, но также память и внимание. Применение метода биоэнергопластикой эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
Занятия проводятся индивидуально или малыми подгруппами. Все упражнения выполняются сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки. Под любое артикуляционное упражнение можно самостоятельно подобрать разнообразные движения руки. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается, движения усложняются. Сначала взрослый показывает движения рук, сопровождая веселым стихотворением, затем выполняем вместе с ребенком артикуляционное упражнение с движением рук под счет. Далее взрослый может только повторять стихотворение, а ребенок выполняет все движения.
Этапы проведения занятий с использованием биоэнергопластики
Этап |
Содержание работы |
Диагностический |
Обследование звукопроизношения, строения и подвижности органов артикуляции. Обследование общей и мелкой моторики
|
Подготовительный |
Знакомство с артикуляционным аппаратом. Выполнение артикуляционных упражнений по стандартной методике перед зеркалом по подражанию. Активная работа по развитию мелкой моторики. |
Основной |
Сопровождение артикуляционных упражнений движениями сначала одной ведущей руки, затем обеих рук перед зеркалом по подражанию и инструкции. Разучивание основных упражнений |
Творческий |
Использование дидактических пособий, игрушек (перчатки, куклы-говорунчики)
|
Заключительный |
Выполнение артикуляционных упражнений с сопряженным движением рук без зеркала по инструкции, опираясь на кинестетические ощущения. Выполнение детьми самостоятельно или в роли ведущего выступают дети поочередно |
В начале учебного года, когда происходит обследование у детей артикуляционного аппарата, его подвижности и речевого развития, подбирается комплекс артикуляционных упражнений на те звуки, которые нарушены. Дети знакомятся с основными движениями артикуляционной гимнастики с привлечением героя-лягушонка с длинным язычком.
Выполняя артикуляционные упражнения, педагог использует сказки о Веселом язычке, сопровождая гимнастику движениями ведущей руки. Пока рука ребёнка в упражнениях не участвует.
В дальнейшем выполняются артикуляционные упражнения с подключением ведущей руки ребёнка с перчаткой, изображающей героя сказки. Логопед выполняет упражнение также вместе с ребенком, сопровождая упражнения показом кисти ведущей руки. Постепенно подключаются обе руки ребенка.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию пальчиковой моторики, развитию всех психических процессов, артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь, а также улучшает эмоциональный настрой детей и уверенность в себе.
Основные упражнения биоэнергопластики:
1. Тренировка нижней челюсти
Название |
Артикуляционные движения |
Движение кистей рук |
Речевое сопровождение
|
Бегемотик
|
Челюсть опускается на ширину 2-3 пальцев, язык лежит свободно, кончик за нижними резцами, фиксируем открытое положение рта, закрываем рот. |
4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 поднимаются вверх. |
Мы сейчас откроем ротик, Как веселый бегемотик, Закрывать его нельзя, До 5 считаю я. А теперь закроем ротик, отдыхает бегемотик. |
Акула |
Челюсть опускается максимально вниз, язык лежит свободно, кончик за нижними резцами, фиксируем открытое положение рта, закрываем рот. |
Ладони находятся одна на другой параллельно полу, запястья соединены, кисти разводим: одна вверх, другая вниз |
Вот зубастая акула десять рыбок заглотнула: «Съем-ка я ещё одну, И тогда уж отдохну» |
Дразнилки |
Ритмично открываем и закрываем рот, при этом язык лежит на нижней губе |
Ритмичные движения пальцев, как в упр. «Бегемотик» |
Будем ротик открывать, язычок смешить опять |
2. Тренировка губных и щечных мышц
Название |
Артикуляционные движения |
Движение кистей рук |
Речевое сопровождение
|
Слоник |
Движение улыбка: трубочка, при этом губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов, акцент на движение губ вперед. |
1 – пальцы собраны в щепоть, 2 – пальцы врозь |
Подражаю я слону, губы хоботком тяну |
Лягушка |
Движение улыбка-трубочка, при этом губы растягиваются в стороны, обнажая зубы, акцент на улыбку. |
Пальцы обеих рук собраны в щепоть, касаются друг друга. Разводим руки в стороны. |
Тянем губки прямо к ушкам, как зеленая лягушка. |
Расческа |
Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают её, затем наоборот, верхние зубы нижней губы. |
Кисть руки неподвижна. Ладонь вверх – двигаются только пальцы, ладонь вниз – двигаются только пальцы. |
Вот волшебная расческа причесала губки ловко. |
Рыбки |
Губы касаются друг друга. Смыкаются и размыкаются. |
Пальцы левой и правой руки смыкаются и размыкаются друг с другом |
Рыбка к рыбке приплыла и спросила: «Как дела?» |
Забор |
Поднимать верхнюю губу и опускать нижнюю, обнажая зубы. |
Руки, сжатые в кулаки соединяются и разъединяются. |
Не залезет в дом к нам вор, охраняет нас забор. |
Хомячок |
Надувать щеки. Втягивать щеки. |
Разводим руки в стороны, напрягаем пальцы, как будто держим в руках шарик. Соединяем прямые ладони. |
Я надую щечки так, словно я шутник-хомяк. Щечки сдулись, сник хомяк, в кладовых запас иссяк. |
3.Тренировка мышц языка
Название |
Артикуляционные движения |
Движение кистей рук |
Речевое сопровождение
|
Качели |
Язык поднимается и опускается за верхние и нижние резцы |
Движения ладонями вверх, вниз. |
Мы уселись на качели, 1,2,3 и полетели, вверх и вниз, и вниз и вверх, мы летаем лучше всех |
Орешки |
Острым кончиком языка касаемся внутренней стороны щек поочередно |
Руки перед грудью. Пальцы сжаты в кулачки, поочередно поднимаем и опускаем левый и правый кулак. |
На скамейке посидим И орешков поедим! Я вчера их подсушила И в коробочку сложила. |
Змейка |
Высовываем вперед острый язык, чувствуя напряжение в подъязычной связке |
Пальцы собраны в кулак, язык высовывается пальцы распрямляются, ладонь параллельно полу. |
Что там шелестит в траве?! Вьется тонкой змейкой?! Это ужик по росе Вылез из лазейки |
Хвостик |
Касаемся кончиком языка левого и правого уголка губ поочередно |
Ладони параллельно полу, пальцы вместе. Ладони двигаются влево, вправо синхронно с языком. |
У лисицы не напрасно Белый кончик на хвосте. Э тот кончик виден ясно Даже ночью темноте. |
Часики |
Кончик языка («превращается» в стрелку часиков), перемещается вверх, вправо, вниз, влево. |
Указательные пальцы вверх, вправо, вниз, влево |
Язычок покажет как, Шепчут часики вот так: тик-так, тик-так, тик-так, тик-так
|
Вкусное варенье |
Широкий язык облизывает губы по кругу. |
Руки перед грудью выполняют круговые движения. |
Если плохое настроенье, ешьте вкусное варенье. После губки оближи и спасибо всем скажи. |
Лошадка |
Цокать языком |
Прямые руки подняты вверх над головой. Сжимать и разжимать кулаки сначала обеих рук одновременно, затем поочередно |
Цок, цок мостовой. Идет лошадка к нам с тобой. Щелкай язычком быстрее, чтоб она пришла скорее. |
Гармошка |
Язык присосать к небу, подбородок опускать и поднимать, смыкая и размыкая губы. |
Руки параллельно полу. Соединять и разъединять ладони. |
Язычок прилип немножко, получилась вдруг гармошка. Растянулась, развернулась, будто солнце, улыбнулась. |
Болтушка |
Движения широкого мягкого языка взад-вперед |
Прямые руки перед грудью (локти не сгибать), в такт движениям языка вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук. |
Завелась у нас болтушка, веселушка, хохотушка! |
Ракета |
Глубокий вдох через нос Медленный глубокий выдох со звуком А |
Руки медленно поднимаем вверх через стороны, соединяем ладони, поднимаемся на носки. Руки в такт выдоху опускаем через стороны |
К звездам улетим легко Не в трамвае, не в метро, Не в такси, не на мопеде, А в космической ракете. |
Фигуры |
Глубокий, медленный вдох через нос. Выдыхаем со звуком О Выдыхаем со звуком А |
Руки вытянуты вперед, задержать дыхание Руки в такт выдоху рисуют квадрат, треугольник, круг
|
Познакомьтесь, вот квадрат! Он знакомству очень рад! Треугольник - три угла, посмотрите детвора. Посмотрите-ка вокруг! Мы сейчас рисуем круг. |
Шарик |
Глубокий, медленный вдох через нос. Выдох порциями, произнося прямой слог с согласным звуком (КА-КА-КА) |
Руки через стороны вверх. Руки опускаются в такт выдоху рывками |
Надуваем шар воздушный, яркий, легкий и послушный. |
Насос |
Медленный вдох через нос. Задержка дыхания Медленный выдох через рот со звуком ИИИ |
Руки скользят вдоль туловища вверх к плечам, сгибаясь в локтях. Руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками. Руки скользят вдоль туловища вниз. |
Что качает шины у любой машины? Это точно, не вопрос- Замечательный насос |
Деревце |
Вдох через нос Задержка дыхания Медленный выдох через рот Вдох через нос Задержка дыхания Медленный выдох через рот |
Поднимаем руки вверх. Тянемся. Наклон вправо, руки над головой. Поднимаем руки вверх. Тянемся. Наклон влево, руки над головой. |
Ветер дует нам лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше и выше.
|
Когда ребёнок полностью освоит упражнения - может выполнять их самостоятельно, а учитель – логопед сопровождает выполнение упражнений ребенка рассказыванием сказки.
Сказка о маленьком бегемотике
Жил-был маленький Бегемотик. Он очень мечтал вырасти большим. (упр. «Бегемотик») Однажды он пошел ловить рыбку и поймал не простую рыбку, а волшебную. Попросила рыбка отпустить её к своим деткам. (упр. «Рыбка») Отпустил бегемотик рыбку, а за это она подарила ему волшебное варенье, благодаря которому бегемотик должен вырасти. (упр. «Вкусное варенье») Поел бегемотик варенья и на самом деле начал расти. Обрадовался он и побежал качаться на качелях. (упр. «Качели») А потом устроил праздничный концерт для своих друзей. Он пел для них песни и играл на гармошке. (упр. «Гармошка»)
Сказка о Хомке-хомяке
Однажды хомяк Хомка пошел в лес (упр. «Хомячок») Решил он орехов нарвать (упр. «Орешки») Орехи росли высоко, не достать Хомке. Прыгал, прыгал, никак не достать. Вдруг видит, ползет уж (упр. «Змейка») Попросил хомяк ужа ему помочь. Уж согласился, быстро залез на куст орешника, только хвостик видно (упр. «Хвостик»). Нарвал орехов и передал Хомке. Сложил хомяк орехи в чашечку (упр. «Чашечка») поблагодарил ужа и пошел в свою норку.
Сказка о любопытном слонёнке
В одном зоопарке жил слоненок, он очень скучал один. (упр. «Слоненок») В соседней клетке тоже кто-то жил, но забор между клетками был очень плотный, никак слоненку было не заглянуть (упр. «Заборчик»). Только звуки необычные слышал из соседней клетки, любопытно стало слоненку. (упр. «Лошадка») Целый день слоненок ждал, кого бы попросить дверцу в заборе сделать (упр. «Часики») Наконец скачет мимо лягушка. Попросил её слоненок привести мастера, чтобы дверь в заборе сделать (упр. «Лягушка») Пришел мастер, принес инструменты, начал работать (упр. «Балалайка»). Сделал мастер дверь, открыл её слоненок, смотрит, а там лошадка (упр. «Лошадка») Обрадовался слоненок. С тех пор слоненок с лошадкой стали в гости друг к другу ходить. Снежные фигуры Весело ребятам зимой. Однажды решили слепить фигуры из снега (Дыхательное упр. «Фигуры») Катя слепила из снега лягушку (упр. «Лягушка»). Вася слепил слона (упр. «Слоник»). Даша сделала снежного бегемота (упр. «Бегемотик»). А Миша слепил огромную, белую акулу (упр. «Акула»). Прибежала собака Умка, увидела акулу, испугалась и залаяла. А ребята смеются: «Не лай, Умка, это акула не настоящая, она снежная!» Все сказки сопровождаются сюжетными картинками, в процессе их рассказывания помимо упражнений биоэнергопластики можно использовать мимические движения, упражнения традиционной артикуляционной гимнастики, передавая эмоциональное состояние героя.