Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:

•   «Не навреди!»

•    Принцип непрерывности, т. е. систематически, постоянно;

•    Индивидуальности - соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.

Рассмотрим наиболее часто применяемые из здоровьесберегающих технологий.

1)    Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

•    Динамические паузы способствуют снижению утомляемости у детей между двумя видами непосредственной образовательной деятельности. В результате активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Можно использовать с элементами дыхательной гимнастики.

•    Физкультминутки проводятся во время организованной образовательной деятельности, их длительность составляет 3-5 минуты; они проводятся в форме разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за столов.

•   Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Предусмотренные планированием игры проводятся на утренних и вечерних прогулках в соответствии со временем года. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей.

•   Релаксация – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Способствует снятию напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

•   Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Рекомендуются детям с речевыми проблемами. Выделяют следующие виды пальчиковой гимнастики.
1)Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
2)Игры с природным, бросовым материалом (горох, фасоль и т.д.).
3)Игры с пособиями (игры-шнуровки, игрушки с прищепками, пальчиковый театр).

•    Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания. Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:
          - насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;
          - повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;
          - нормализации и улучшение психоэмоционального состояния организма;
          - развитие силы, плавности и длительности выдоха.
          В работе с детьми используются дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом и вдохом через нос. Оборудование для развития дыхания, является частью развивающей предметно-пространственной среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры.

•   Артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно отводить на артикуляционные упражнения от 3-5 минут ежедневно в младшем дошкольном возрасте, до 10-12 минут ежедневно для детей старшего дошкольного возраста. Рекомендуется детям с ОНР. Упражнения для глаз проводятся с целью:
-укрепления глазных мышц нарушений зрения, переутомления;
-снятия напряжения;
-общего оздоровления зрительного аппарата.

•    Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя, при выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе). Длительность 2 — 4 мин.

2) Обучения здоровому образу жизни

• Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программными требованиями. К основным формам относятся: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, специально организованная физкультурная деятельность на прогулке, самостоятельная физкультурная деятельность.

• Утренняя гимнастика. Во время гимнастики повышается эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, дисциплинируется поведение, происходит коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие органов дыхания. Утреннюю гимнастику проводят перед завтраком. Формы и методы проведения, длительность зависит от возрастных особенностей детей.

• Гимнастика пробуждения проводится после дневного сна для запуска всех жизненно важных процессов организма. Является хорошим стимулом для поднятия настроения, бодрости, для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. Проводится ежедневно, состоит из упражнений в кровати, закаливающих мероприятий.

• Самомассаж – это дозированное механическое раздражение тела человека, выполняемое с помощью специального оборудования: массажные мячики, деревянные массажеры. Самомассаж способствует приобретению знаний о строении собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас. Рекомендуется детям с гипертонусом мышц.

3) Коррекционные технологии

• Психогимнастика. Одним из ее составляющих является мимическая гимнастика. Для детей с ОВЗ большое значение приобретает эмоциональная разгрузка. Лучшим средством эмоционального тренинга в таких ситуациях является мимическая гимнастика, которая помогает ребенку:
-познать сущность эмоциональных состояний как собственных, так и окружающих людей;
-развить произвольность собственного поведения через осознанное и адекватное проявление эмоций;
-усилить глубину и устойчивость чувств;
-разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.
Проводится в НОД как часть занятия.

• Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга; развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, память зрительную, слуховую, моторную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи. Проводится как часть НОД.

• Музыкотерапия и звукотерапия (лечение звуками природы) заключается в музыкальном сопровождении режимных моментов и занятий. Технология музыкального воздействия позволяет корректировать эмоциональный фон ребенка. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей и влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). При использовании музыки необходимо помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей.

• Сказкотерапия. Многие игровые технологии, применяемые на занятиях, сопровождаю сказками, которые придумываю сама и дети, дополняя фантазии друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти

4)Медико-профилактическая технология

Цель технологии: сохранить и приумножить здоровье детей под руководством медсестры.

Регулярно проводите в ДОО различные оздоровительные мероприятия.

Рисунок 1. Элементы медико-профилактической технологии


5)Физкультурно-оздоровительная технология

Цель технологии: развить физические способности дошкольников, повысить двигательную активность.

Важно привить дошкольникам интерес к физкультуре, потому что движения – это жизнь. Устраивайте групповые закаливания, проводите спортивные праздники и соревнования, недели здоровья. Приглашайте детей на прогулки-походы, беседуйте с ними и их родителями о том, почему так важны физические нагрузки. Распечатайте красивую памятку по ссылке ниже, размножьте и раздайте родителям, чтобы они приобщали детей к двигательной активности.

Дополнительный материал по теме

            Памятка для родителей. Физкультура или спорт: как сделать правильный выбор

На заметку

Еще две здоровьесберегающие технологии, которые можно применять в ДОО

Наименование

Суть технологии

Технология
социально-психологического благополучия ребенка

Это мероприятия, которые обеспечивают ребенку комфорт в ДОО. Примеры: игротерапия, сказкотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, арт-терапия, анималотерапия (общение с животными)

Технология здоровьесбережения педагогов

Это мероприятия, с помощью которых можно приобщить педагогов к здоровому образу жизни. Пример: спортивные праздники для взрослых

Какие оздоровительные мероприятия полезны для дошкольников 

Использование здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-образовательной работы с детьми с ОВЗ способствует:

• повышению работоспособности, выносливости детей;

• развитию психических процессов;

• формированию, развитию двигательных умений и навыков;

• развитию общей и мелкой моторики;

• социальной адаптации детей с ОВЗ