Каждый год в начале апреля в крае (да что говорить в крае – на всей территории России!) проводится открытый фестиваль «Студенческая весна». Фестиваль представлен творческой и научно-исследовательской программами. Второй год в Дальневосточном регионе конкурсы проводятся отдельно по двум группам: среди студентов образовательных организаций высшего образования и студентов профессиональных образовательных организаций. По шести направлениям научной программы фестиваля студенты профессиональных образовательных организаций представили 63 работы. Это в два раза больше, чем в прошлом году. Повысилось качество работ, их практическая направленность.
Поздравляем ребят, их научных руководителей с участием, победами, открытиями и хочу поделиться своими наблюдениями.
Как любое мероприятие такого масштаба, конкурс высвечивает разные стороны события: результаты, которыми стоит гордиться, и те точки роста, которые необходимы для развития. Поэтому сразу, по горячим следам, прокомментирую представленные на конкурс работы именно с этих двух сторон.
Я бы отметила 4 положительных момента в работах студентов и их научных руководителей.
1. Актуальность и разнообразие тем, представленных на конкурс работ.
Для работ в области социологии и социальной политики — это представление таких тем, как мобильность выпускников на рынке труда, профессиональная ориентация, взаимодействие личности и социума.
Для работ в области инноваций и технического творчества актуальными стали темы, которые имеют практическое применение. Инновация, как экономизированный вариант творчества, нуждается не только в разработке, но и во внедрении. Победители конкурса представили работы, которые можно внедрять уже сейчас: прибор для проверки параметров электролитических (полярных) конденсаторов и измерения частоты генераторов; компьютерная программа «Автоматизированное рабочее место главного специалиста по спорту»; тренажер водительского мастерства.
Актуальность тем студенческих работ по истории Хабаровского края и Дальнего Востока частично уже определена девизом фестиваля «Победа! 70 лет». Поэтому, большая часть исследовательских работ посвящена вкладу дальневосточников в победу над фашизмом. Жюри конкурса отметило неравнодушие студентов к истории своей Родины, Хабаровского края, отрасли: «Краснознаменная Амурская флотилия и Тихоокеанский флот в боях против японских империалистов в 1945 году», «Вклад сотрудников Государственного банка СССР в приближение Великой Победы» и другие.
В конкурсе студенческих научно-практических работ в области охраны общественного здоровья, физической культуры и спорта актуальная тема — здоровый образ жизни молодежи. Представлены такие проекты, как «Этот загадочный скрипинг», «Наше главное направление — на здоровое поколение!», «Профилактика наркомании и наркопреступности в молодежной среде», «Физическое воспитание в здоровом образе жизни студентов Комсомольского-на-Амуре авиационно-технического техникума» и многие другие. Другой, не менее актуальной, стала тема экологических проблем Хабаровского края: экологическая безопасность пищевых продуктов, влияние экологических факторов на здоровье населения Хабаровского края, экологические проблемы малой реки Силинка.
В этом году впервые состоялся конкурс в области прикладных экономических исследований. Самые востребованные темы будущих экономистов: эффективность использования ресурсов предприятий, страхование, обслуживание различных категорий клиентов.
В конкурсе студенческих научных работ в области психологии и педагогики традиционно лидирует Хабаровский педагогический колледж. Высокий уровень работ, разнообразие представленных тем, подготовленность выступлений — то, что всегда отличает это учебное заведение. Студенты колледжа исследуют здоровьесберегающие технологии, внедрение активных форм, индивидуальное и проблемное обучение, влияние речи педагога на развитие младших школьников. Немалый интерес вызвали и проекты студенток Хабаровского технологического колледжа по работе с пожилыми людьми.
2. Выполнение работ студентами первых–вторых курсов. Положительный момент, указывающий на то, что в исследовательскую деятельность студент погружается с самого начала учебы. И хорошая перспектива: к выпускному курсу (как минимум два года!) студент глубже разработает данную тему и сможет участвовать в конкурсах различного уровня.
3. Практическая значимость большинства работ. Это очень важное отличие работ ребят, обучающихся в техникумах и колледжах, от аналогичных работ студентов университетов.
4. Рост методологического уровня представленных работ. С каждым годом увеличивается число работ, которые можно назвать «научные», «исследовательские», со всеми вытекающими из этих определений требованиями.
Вместе с тем, необходимо отметить и те критические точки, на которые обязательно следует обратить внимание научным руководителям студенческих работ, в рамках какого бы конкурса они не участвовали.
Во-первых, выбирая или согласовывая темы для студентов, необходимо разрабатывать не темы вообще (вообще о социальных проблемах, вообще о здоровом образе жизни), а темы, которые близки ребятам. История семьи, история учебного заведения, проблемы поселка и т. п.
Во-вторых, строго соблюдать методологические основания научной работы, чтобы она не превратилась в компиляцию реферативного характера, литературно-художественную композицию или, того хуже, плагиат из работ известных авторов. Основными методологическими требованиями к написанию любой научной работы являются: четкость темы, выраженной в предмете исследования; вопрос и доказательство самого автора в теме, которое он выражает в гипотезе исследования; последовательные задачи исследования; соблюдение требований к самому исследованию и представлению результатов. Научная состоятельность работ — самое главное требование всех научных конкурсов.
В-третьих, соблюдать доказательства достоверности источников научного знания. В работе обязательно должны быть ссылки на авторов, чьи работы вы используете (в противном случае — это плагиат!), необходимое количество источников, правильность оформления списка литературы.
В-четвертых, готовить студента к выступлению с научным докладом. Презентация должна отражать основные результаты исследования, иметь не более 10 слайдов, быть четко структурированной по содержанию и времени.
И, наконец, в-пятых. Нельзя, чтобы конкурс работ студентов превратился в площадку для выяснения «кто круче из руководителей». Мне понятны переживания научных руководителей. Нам очень хочется, чтобы наши ребята победили, выиграли, были отмечены. Ведь в их победах огромная доля нашего труда. Совсем не рационально мучиться догадками: «кто виноват? почему не мы?», конструктивнее сосредоточиться на вопросе: «Как сделать так, чтобы в следующий раз было лучше?»